Вопрос 49. Учение А.Н. Леонтьева о деятельности
1. Теоретические основы учения Леонтьева |
2. Структура деятельности (по Леонтьеву) |
3. Трансформация деятельности |
4. Соотношение внутренней и внешней деятельности |
1. Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979) — российский психолог, разработал общепсихологическую теорию деятельности. Основные теоретические положения учения А.Н. Леонтьева:
✓ психология — это конкретная наука о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредует жизнь индивидов;
✓ объективным критерием психики является способность живых организмов реагировать на абиотические (или биологически нейтральные) воздействия, которые выполняют сигнальную функцию по отношению к биологически значимым раздражителям;
✓ раздражимость — это способност ь живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия, а чувствительность — это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биологически ми свойства ми;
✓ в эволюционном развитии выделяются три стадии:
. элементарной сенсорной психики;
. перцептивной психики;
• интеллекта:
✓ развитие психики животных - это процесс развития деятельности. Вся деятельность животных:
• определяется биологическими моделями;
• ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций;
✓ основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные кодовые программы. Научение у них ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования индивида. У животных отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, посредством культуры;
✓ деятельность — это процесс:
• взаимодействия живого существа с окружающим миром;
• активный, целенаправленный {принцип активности деятельности);
. позволяющий удовлетворить жизненно необходимые потребности:
• содержательный — осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром;
• определяется предметом, подчиняется и уподобляется ему;
✓ человеческая деятельность включена в систему общественных отношений и условий. Ей присущи следующие принципы.
• единства сознания и поведения — поведение, деятельность нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека;
• предметности — действия человека предметны;
• социальной обусловленности — действия человека реализуют социальные цели;
✓ сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта.
2. Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева деяте.?ьность че.ювексг.
✓ имеет сложное иерархическое строение и включает уровни".
• особых видов деятельности;
• действий;
• операций;
• психофизиологических функций;
✓ осуществляется в форме действий или цепи действий — деятельность и действие жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реализоваться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности;
✓ неразрывно связана с\
• потребностями;
• мотивами.
Потребность — состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. Потребность человека рассматривается как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития личности. Мотив — это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Мотив, по А.Н.Леонтьеву, — это опредмеченная потребность деятельность как целое — это единица жизни человека, активность, отвечающая определенному мотиву. Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению той или иной цели, которая, будучи представлена в определенных условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Цель — это представляемый мыслимый результат деятельности.
Способы существования действий называются операциями. Операции — это преобразованные, ставшие автоматизированными действия, которые, как правило, не осознаются. Например, когда ребенок учится писать буквы, это написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью — правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов. Следовательно, написание букв превращается из действия в операцию. Операции бывают двух видов:
✓ первые возникают из действия путем их автоматизации;
✓ вторые появляются путем адаптации, прилаживания к окружающим условиям, на основе непосредственного подражания.
Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей. Структурный компонент в деятельности всегда соотносится с мотивационным.
3. Единицы деятельности могут быть:
✓ укрупнены — это происходит в случае, когда деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию;
✓ подвержены дроблению — происходит в случае, когда результаты составляющих деятельность действий при некоторых условиях оказываются более значительными, чем мотив деятельности, в которую они включены. Действие становится деятельностью.
Ребенок может своевременно выполнять домашние задания первоначально лишь для того, чтобы пойти гулять. Но при систематическом обучении и получении положительных отметок за свою работу, повышающих его ученический престиж, у него пробуждается интерес к изучаемым предметам, и он начинает готовить теперь уроки, чтобы лучше разобраться в содержании материала. Действие приготовления уроков обрело свой мотив и стало деятельностью. Этот общепсихологический механизм развития действий А.Н. Леонтьев назвал сдвигом мотива на цель (или превращением цели в мотив). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную силу, т. е. сама становится мотивом.
Дробление единиц деятельности может проявляться и в превращении операций в действия. Например, в ходе разговора человек не может найти нужного слова, т. е. то, что было операцией, стало действием, подчиненным осознаваемой цели.
4. Положения А.Н. Леонтьева о соотношении внутренней и внешней деятельности:
✓ внутренние действия — это действия, подготавливающие внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность человеку достаточно быстро выбирать нужное действие, избегая грубых, а иногда и роковых ошибок. Внутренние действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реатьного продукта получается мысленный результат;
✓ внутренняя деятельность:
• имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и отличается от нее только формой протекания (принцип единства внутренней и внешней деятельности);
. произошла из внешней практической деятельности путем процесса интериоризации (или переноса соответствующих действий в умственный план, т. е. их усвоения);
• производится не с реальными предметами, а с их образами, в результате чего вместо реатьного продукта получается мысленный результат.
Для успешного воспроизведения какого-либо действия в уме нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. При интериоризации внешняя деятельность хотя и не меняет своего принципиатьного строения, но сильно трансформируется, сокращается, что позволяет осуществлять ее значительно быстрее.
Внешняя деятельность переходит во внутреннюю, а внутренняя — во внешнюю (принцип взаимных переходов внешней деятельности во внутреннюю и наоборот).
5. Основные научные труды:
✓ "Развитие памяти" (1931);
✓ "Восстановление движения" (1945);
✓ "Очерк развития психики" (1947);
✓ "Потребности и мотивы деятельности" (1956);
✓ "Проблемы развития психики" (1959, 1965);
✓ "Об историческом подходе к изучению психики человека" (1959);
✓ "Потребности, мотивы и эмоции" (1971);
✓ "Деятельность. Сознание. Личность" (1975).