Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 49. Учение А.Н. Леонтьева о деятельности

    Содержание материала

    Вопрос 49. Учение А.Н. Леонтьева о деятельности

    1. Теоретические основы учения Леонтьева

    2. Структура деятельности (по Леонтьеву)

    3. Трансформация деятельности

    4. Соотношение внутренней и внешней деятельности


    1. Алексей Николаевич Леонтьев (1903—1979) — российский психолог, разработал общепсихологическую теорию деятельности. Основные теоретические положения учения А.Н. Леонтьева:

    психология — это конкретная наука о порождении, функционировании и строении психического отражения реальности, которое опосредует жизнь индивидов;

    объективным критерием психики является способность живых организмов реагировать на абиотические (или биологически нейтральные) воздействия, которые выполняют сигнальную функцию по отношению к биологически значимым раздражителям;

    раздражимость — это способност ь живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия, а чувствительность — это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биологически ми свойства ми;

    в эволюционном развитии выделяются три стадии:

    . элементарной сенсорной психики;

    . перцептивной психики;

    •     интеллекта:

    развитие психики животных - это процесс развития деятельности. Вся деятельность животных:

    •     определяется биологическими моделями;

    •     ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций;

    основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные кодовые программы. Научение у них ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабливаются к конкретным условиям существования индивида. У животных отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, посредством культуры;

    деятельность — это процесс:

    •     взаимодействия живого существа с окружающим миром;

    •     активный, целенаправленный {принцип активности деятельности);

    . позволяющий удовлетворить жизненно необходимые потребности:

    •     содержательный — осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром;

    •     определяется предметом, подчиняется и уподобляется ему;

    ✓  человеческая деятельность включена в систему общественных отношений и условий. Ей присущи следующие принципы.

    •     единства сознания и поведения — поведение, деятельность нельзя рассматривать в отрыве от сознания человека;

    •     предметности — действия человека предметны;

    •     социальной обусловленности — действия человека реализуют социальные цели;

    ✓  сознание не может рассматриваться как замкнутое в самом себе: оно должно быть выведено в деятельность субъекта.

    2. Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева деяте.?ьность че.ювексг.

    ✓  имеет сложное иерархическое строение и включает уровни".

    •     особых видов деятельности;

    •     действий;

    •     операций;

    •     психофизиологических функций;

    ✓  осуществляется в форме действий или цепи действий — деятельность и действие жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реализоваться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности;

    ✓  неразрывно связана с\

    •     потребностями;

    •     мотивами.

    Потребность — состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. Потребность человека рассматривается как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития личности. Мотив — это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Мотив, по А.Н.Леонтьеву, — это опредмеченная потребность деятельность как целое — это единица жизни человека, активность, отвечающая определенному мотиву. Тот или иной мотив побуждает человека к постановке задачи, к выявлению той или иной цели, которая, будучи представлена в определенных условиях, требует выполнения действия, направленного на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Цель — это представляемый мыслимый результат деятельности.

    Способы существования действий называются операциями. Операции — это преобразованные, ставшие автоматизированными действия, которые, как правило, не осознаются. Например, когда ребенок учится писать буквы, это написание буквы является для него действием, направляемым сознательной целью — правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов. Следовательно, написание букв превращается из действия в операцию. Операции бывают двух видов:

    ✓ первые возникают из действия путем их автоматизации;

    ✓ вторые появляются путем адаптации, прилаживания к окружающим условиям, на основе непосредственного подражания.

    Цель, данная в определенных условиях в теории деятельности, называется задачей. Структурный компонент в деятельности всегда соотносится с мотивационным.

    3. Единицы деятельности могут быть:

    укрупнены — это происходит в случае, когда деятельность может утратить свой мотив и превратиться в действие, а действие, при изменении его цели, может превратиться в операцию;

    подвержены дроблению — происходит в случае, когда результаты составляющих деятельность действий при некоторых условиях оказываются более значительными, чем мотив деятельности, в которую они включены. Действие становится деятельностью.

    Ребенок может своевременно выполнять домашние задания первоначально лишь для того, чтобы пойти гулять. Но при систематическом обучении и получении положительных отметок за свою работу, повышающих его ученический престиж, у него пробуждается интерес к изучаемым предметам, и он начинает готовить теперь уроки, чтобы лучше разобраться в содержании материала. Действие приготовления уроков обрело свой мотив и стало деятельностью. Этот общепсихологический механизм развития действий А.Н. Леонтьев назвал сдвигом мотива на цель (или превращением цели в мотив). Суть этого механизма состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную силу, т. е. сама становится мотивом.

    Дробление единиц деятельности может проявляться и в превращении операций в действия. Например, в ходе разговора человек не может найти нужного слова, т. е. то, что было операцией, стало действием, подчиненным осознаваемой цели.

    4.  Положения А.Н. Леонтьева о соотношении внутренней и внешней деятельности:

    ✓  внутренние действия — это действия, подготавливающие внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность человеку достаточно быстро выбирать нужное действие, избегая грубых, а иногда и роковых ошибок. Внутренние действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реатьного продукта получается мысленный результат;

    ✓  внутренняя деятельность:

    •     имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и отличается от нее только формой протекания (принцип единства внутренней и внешней деятельности);

    . произошла из внешней практической деятельности путем процесса интериоризации (или переноса соответствующих действий в умственный план, т. е. их усвоения);

    •     производится не с реальными предметами, а с их образами, в результате чего вместо реатьного продукта получается мысленный результат.

    Для успешного воспроизведения какого-либо действия в уме нужно обязательно освоить его в материальном плане и получить сначала реальный результат. При интериоризации внешняя деятельность хотя и не меняет своего принципиатьного строения, но сильно трансформируется, сокращается, что позволяет осуществлять ее значительно быстрее.

    Внешняя деятельность переходит во внутреннюю, а внутренняя — во внешнюю (принцип взаимных переходов внешней деятельности во внутреннюю и наоборот).

    5.  Основные научные труды:

    ✓  "Развитие памяти" (1931);

    ✓  "Восстановление движения" (1945);

    ✓  "Очерк развития психики" (1947);

    ✓  "Потребности и мотивы деятельности" (1956);

    ✓  "Проблемы развития психики" (1959, 1965);

    ✓  "Об историческом подходе к изучению психики человека" (1959);

    ✓  "Потребности, мотивы и эмоции" (1971);

    ✓  "Деятельность. Сознание. Личность" (1975).


    Please publish modules in offcanvas position.