Вопрос 5. Основные положения и этапы развития в позитивистской философии
1. Позитивизм: общая характеристика |
2. Представления Конта |
3. Учение Спенсера |
4. Второй позитивизм Маха Авенариуса (махизм или эмпириокритицизм) |
Термин "позитивизм" был введен Огюетом Контом (1798— 1857). Философия, по Конту, должна принять для себя в качестве модели эмпирическую науку.
Позитивная наука должна отказаться от попыток постигнуть первые начала бытия и познания; такое знание недостижимо и не нуждается в практических целях. Наука должна стать описательной, отвечать на вопрос, как, а не почему. Частные науки нуждаются в определенном упорядочивании, систематизации своих понятий, координации достижений. Эту работу призвана выполнить философия нового типа.
2. Три закона Конто звучат так:
✓ закон трех стадий — имеет следующие этапы, которые проходит человечество в своем развитии:
• теологический — стремится все объяснить вмешательством сверхъестественных сил;
. метафизический — пытается достигнуть исчерпывающего абсолютного знания, объяснить явления через первосущности: вода у Фалеса, идеи у Платона, формы у Аристотеля, субстанция у Декарта и Спинозы, материя у материалистов и т. п.;
• позитивный — человечество оставляет бесплодные попытки познать первые и конечные причины и вступает на эмпирический путь познания;
✓ закон подчинения воображения наблюдению — вступает в силу на третьем, позитивном этапе. Наука должна отвечать на вопрос, как, а не почему. Воображение должно уступить место наблюдению. Наблюдение — универсальный метод приобретения знаний;
✓ энциклопедический закон - состоит в том, что философия должна систематизировать и обобщать знание.
Классификация наук Копта предполагает построение от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древне] о к новому. Науки он выстраивает в следующий ряд:
✓ математика;
✓ астрономия;
✓ физика;
✓ химия;
✓ биология;
✓ социология ("социальная физика");
✓ мораль.
"Социология" по замыслу Конта (это его термин) должна была быть чем-то вроде социальной физики. Конт делил ее на три раздела:
✓ статика — изучает место и роль в социальной системе общественных инстит утов".
• семьи — базовая ячейка общества; она учит человека жить для других, преодолевая природный эгоизм;
• государства — орган сохранения социальной солидарности. В идеальном государстве моральная и политическая функции власти должны быть разъединены (через отделения церкви от государства);
• церкви — на роль интеллектуальной сердцевины будущей "церкви" Конт предлагал свое учение, которое должно будет обзавестись гражданскими обычаями и обрядами. Название этой религии — "социолатрия" (поклонение обществу);
✓ динамика — изучает общество и его институты в развитии. Ее основополагающая идея — прогресс;
✓ политика — ее основной задачей Конт считал превращение позитивной философии в религию человечества. Здесь огромную роль должны сыграть ученые и артисты, трансформированные в "позитивных священников", а столица мира организуется в Париже. Силу, которая должна осуществить все эти деяния, Конт видел в пролетариате, но, в отличие от марксистов, институт частной собственности считал священным.
Развитие человечества идет по закону трех стадий:
✓ теологическая — до 1300 г. (в три этапа):
• фетишизм;
• политеизм;
• монотеизм;
✓ метафизическая — 1300—1800 гг.;
✓ промышленная, позитивная стадия — с начала XIX в.
3. Своей задачей Спенсер считал примирить религию и науку, почву для этого он видел в агностицизме.
Агностицизм — учение о непознаваемости истинного бытия, т. е. о трансцендентности (недоступности для человеческого сознания) божественного. Спенсер выделяет:
✓ непознаваемое — существуют проблемы, перед которыми и наука, и религия бессильны, что снимает противоречие между
ними. Таков вопрос о происхождении мира (мы не можем вообразить, как материя была сотворена из ничего, равно как мы не можем вообразить, что Вселенная существует бесконечно); вопрос о материи: делима она до бесконечности или существуют какие-то неделимые частицы — ни того ни другого мы представить не можем. Так же бессмыслен спор между материалистами и идеалистами — обе стороны думают, что понимают то, чего ни один человек понять не может. Никакие исследования психологии не приведут к конечной природе духа, ни один физик никогда не постигнет материи;
✓ познаваемое — наука должна не доискиваться сущности вещей, а изучать внешние явления, находить постоянные соотношения между ними — законы.
Спенсер развил классификацию Конта, выделив науки, изучающие.
✓ формы, в которых явления предстают перед нами. Это абстрактные науки — математика, логика;
✓ сами явления, которые делятся:
• на абстрактно-конкретные — механика, физика, химия;
• конкретные — астрономия, геология, биология, психология, социология;
• объединенное знание — философия.
Закон эволюции— основной закон развития, присущий всем явлениям и обеспечивающий требуемое философией единство знания.
В эволюции Спенсер различает три момента'.
✓ переход от бессвязности к связности', интеграция вещества, возникновение организмов, образование общих понятий в сознании (объединяют в себе разрозненные восприятия);
✓ дифференциация, переход от однородного к разнородному, небесные тела в Солнечной системе, выделение специализированных клеток в организме, разделение труда в обществе;
✓ возрастание порядка, переход от неопределенного к определенному. упорядоченность живого организма, общества. Конечным этапом эволюции является равновесие (например равновесие консервативных и прогрессивных сил в обществе). Но это равновесие не длится вечно и сменяется разложением. Эры эволюции и разложения чередуются между собой — так совершается вечный круговорот.
4. Второй позитивизм объединяет махизм, основателем которого стал известный физик Эрнст Мах (1883—1916), и эмпириокритицизм (критика опыта) швейцарского ученого Рихарда Авенариуса (1843—1896). В связи со сходством учений их принято объединять общим названием — махизм (эмпириокритицизм). Новый позитивизм сохранил основную установку о том, что действительным знанием является содержание эмпирических наук. Науки должны стать описательными, отвечать на вопрос, как, а не почему.
Структура опыта, по Маху, сводится к наиболее простым ощущениям — элементам. Они — единственное, что нам дано. Окружающие нас тела — это комплексы ощущений. Все тела — это лишь абстрактные символы для комплексов элементов. Граница между психическим и физическим, по Маху, проводится исключительно лишь в соображениях практической пользы, и потому она условна.
Абсолютно одинаковыми комплексы ощущений никогда не бывают. Один и тот же человек может быть по-разному одет, может находиться в дурном или в хорошем настроении, но это не мешает нам узнавать в нем одного и того же человека. То есть существует некоторая "сумма постоянных элементов", которую мы, прибегая к "экономии мышления", называем одним именем.
Цель физического исследования заключается в установлении зависимости наших чувственных переживаний друг от друга. Понятия и теории физики — это лишь временные средства для решения этой задачи, применяемые нами в целях экономии мышления. Фактически Мах заменяет понятие истинности теории ее экономичностью, простотой. Он распространяет этот принцип и на саму проблему познания. Например, акт познания — в нем участвуют три составляющих:
✓ объект;
✓ субъект (наблюдатель);
✓ его ошушения.
Система из двух объектов заведомо проще системы из трех объектов. Тогда, в целях экономии мышления, устраним из этой схемы объект — останутся только субъект и его ощущения. Мах в своей философии фактически проделывает такое "упрощение", говоря, что тела — это лишь комплекс ощущений.