Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 5. Основные положения и этапы развития в позитивистской философии

    Содержание материала

    Вопрос 5. Основные положения и этапы развития в позитивистской философии

    1. Позитивизм: общая характеристика

    2. Представления Конта

    3. Учение Спенсера

    4. Второй позитивизм Маха Авенариуса (махизм или эмпириокритицизм)


    Термин "позитивизм" был введен Огюетом Контом (1798— 1857). Философия, по Конту, должна принять для себя в качестве модели эмпирическую науку.

    Позитивная наука должна отказаться от попыток постигнуть первые начала бытия и познания; такое знание недостижимо и не нуждается в практических целях. Наука должна стать описательной, отвечать на вопрос, как, а не почему. Частные науки нуждаются в определенном упорядочивании, систематизации своих понятий, координации достижений. Эту работу призвана выполнить философия нового типа.

    2. Три закона Конто звучат так:

    закон трех стадий — имеет следующие этапы, которые проходит человечество в своем развитии:

    •     теологический — стремится все объяснить вмешательством сверхъестественных сил;

    . метафизический — пытается достигнуть исчерпывающего абсолютного знания, объяснить явления через первосущности: вода у Фалеса, идеи у Платона, формы у Аристотеля, субстанция у Декарта и Спинозы, материя у материалистов и т. п.;

    •     позитивный — человечество оставляет бесплодные попытки познать первые и конечные причины и вступает на эмпирический путь познания;

    закон подчинения воображения наблюдению — вступает в силу на третьем, позитивном этапе. Наука должна отвечать на вопрос, как, а не почему. Воображение должно уступить место наблюдению. Наблюдение — универсальный метод приобретения знаний;

    энциклопедический закон - состоит в том, что философия должна систематизировать и обобщать знание.

    Классификация наук Копта предполагает построение от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от древне] о к новому. Науки он выстраивает в следующий ряд:

    ✓  математика;

    ✓  астрономия;

    ✓  физика;

    ✓ химия;

    ✓  биология;

    ✓  социология ("социальная физика");

    ✓  мораль.

    "Социология" по замыслу Конта (это его термин) должна была быть чем-то вроде социальной физики. Конт делил ее на три раздела:

    статика — изучает место и роль в социальной системе общественных инстит утов".

    •     семьи — базовая ячейка общества; она учит человека жить для других, преодолевая природный эгоизм;

    •     государства — орган сохранения социальной солидарности. В идеальном государстве моральная и политическая функции власти должны быть разъединены (через отделения церкви от государства);

    •     церкви — на роль интеллектуальной сердцевины будущей "церкви" Конт предлагал свое учение, которое должно будет обзавестись гражданскими обычаями и обрядами. Название этой религии — "социолатрия" (поклонение обществу);

    динамика — изучает общество и его институты в развитии. Ее основополагающая идея — прогресс;

    политика — ее основной задачей Конт считал превращение позитивной философии в религию человечества. Здесь огромную роль должны сыграть ученые и артисты, трансформированные в "позитивных священников", а столица мира организуется в Париже. Силу, которая должна осуществить все эти деяния, Конт видел в пролетариате, но, в отличие от марксистов, институт частной собственности считал священным.

    Развитие человечества идет по закону трех стадий:

    теологическая — до 1300 г. (в три этапа):

    •     фетишизм;

    •     политеизм;

    •     монотеизм;

    метафизическая — 1300—1800 гг.;

    промышленная, позитивная стадия — с начала XIX в.

    3. Своей задачей Спенсер считал примирить религию и науку, почву для этого он видел в агностицизме.

    Агностицизм — учение о непознаваемости истинного бытия, т. е. о трансцендентности (недоступности для человеческого сознания) божественного. Спенсер выделяет:

    непознаваемое — существуют проблемы, перед которыми и наука, и религия бессильны, что снимает противоречие между

    ними. Таков вопрос о происхождении мира (мы не можем вообразить, как материя была сотворена из ничего, равно как мы не можем вообразить, что Вселенная существует бесконечно); вопрос о материи: делима она до бесконечности или существуют какие-то неделимые частицы — ни того ни другого мы представить не можем. Так же бессмыслен спор между материалистами и идеалистами — обе стороны думают, что понимают то, чего ни один человек понять не может. Никакие исследования психологии не приведут к конечной природе духа, ни один физик никогда не постигнет материи;

    ✓  познаваемое — наука должна не доискиваться сущности вещей, а изучать внешние явления, находить постоянные соотношения между ними — законы.

    Спенсер развил классификацию Конта, выделив науки, изучающие.

    ✓  формы, в которых явления предстают перед нами. Это абстрактные науки — математика, логика;

    ✓  сами явления, которые делятся:

    •     на абстрактно-конкретные — механика, физика, химия;

    •     конкретные — астрономия, геология, биология, психология, социология;

    •     объединенное знание — философия.

    Закон эволюции— основной закон развития, присущий всем явлениям и обеспечивающий требуемое философией единство знания.

    В эволюции Спенсер различает три момента'.

    ✓  переход от бессвязности к связности', интеграция вещества, возникновение организмов, образование общих понятий в сознании (объединяют в себе разрозненные восприятия);

    ✓  дифференциация, переход от однородного к разнородному, небесные тела в Солнечной системе, выделение специализированных клеток в организме, разделение труда в обществе;

    ✓  возрастание порядка, переход от неопределенного к определенному. упорядоченность живого организма, общества. Конечным этапом эволюции является равновесие (например равновесие консервативных и прогрессивных сил в обществе). Но это равновесие не длится вечно и сменяется разложением. Эры эволюции и разложения чередуются между собой — так совершается вечный круговорот.

    4. Второй позитивизм объединяет махизм, основателем которого стал известный физик Эрнст Мах (1883—1916), и эмпириокритицизм (критика опыта) швейцарского ученого Рихарда Авенариуса (1843—1896). В связи со сходством учений их принято объединять общим названием — махизм (эмпириокритицизм). Новый позитивизм сохранил основную установку о том, что действительным знанием является содержание эмпирических наук. Науки должны стать описательными, отвечать на вопрос, как, а не почему.

    Структура опыта, по Маху, сводится к наиболее простым ощущениям — элементам. Они — единственное, что нам дано. Окружающие нас тела — это комплексы ощущений. Все тела — это лишь абстрактные символы для комплексов элементов. Граница между психическим и физическим, по Маху, проводится исключительно лишь в соображениях практической пользы, и потому она условна.

    Абсолютно одинаковыми комплексы ощущений никогда не бывают. Один и тот же человек может быть по-разному одет, может находиться в дурном или в хорошем настроении, но это не мешает нам узнавать в нем одного и того же человека. То есть существует некоторая "сумма постоянных элементов", которую мы, прибегая к "экономии мышления", называем одним именем.

    Цель физического исследования заключается в установлении зависимости наших чувственных переживаний друг от друга. Понятия и теории физики — это лишь временные средства для решения этой задачи, применяемые нами в целях экономии мышления. Фактически Мах заменяет понятие истинности теории ее экономичностью, простотой. Он распространяет этот принцип и на саму проблему познания. Например, акт познания — в нем участвуют три составляющих:

    ✓  объект;

    ✓  субъект (наблюдатель);

    ✓  его ошушения.

    Система из двух объектов заведомо проще системы из трех объектов. Тогда, в целях экономии мышления, устраним из этой схемы объект — останутся только субъект и его ощущения. Мах в своей философии фактически проделывает такое "упрощение", говоря, что тела — это лишь комплекс ощущений.


    Please publish modules in offcanvas position.