Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 18. Проблема единицы анализа в трудах Л.С. Выготского

    Содержание материала

    Вопрос 18. Проблема единицы анализа в трудах Л.С. Выготского

    1. Критика анализа "по элементам "

    2. Развитие проблемы единицы в трудах Выготского

    3. Критика единицы Выготского


    1. Л.С. Выготский критиковал анализ "по элементам". С его точки зрения, такой анализ скорее добивается обратного результата — не расчленение сложного целого на части, а возведение этого сложного к всеобщим, т. е. выходящим за рамки этого целого и, значит, неспецифичным для него, закономерностям.

    2.  При построении своей теории Л.С. Выготский выдвинул собственную концепцию анализа. В противовес анализу "по элементам" Л. С. Выготский предложит.

    метод — анализ "по единицам";

    ✓ единицу анализа — "единица", которая не совпадает по своим формальным характеристикам ни с "клеточкой", ни с элементом. "Единица" в понимании Л.С. Выготского — это такой продукт анализа, который:

    •    обладает всеми основными свойствами, присущими целому;

    •    является далее неразложимыми живыми частями этого единства.

    Во взглядах на образование понятий Л.С. Выготский последовательно придерживался эмпирической теории. В своих исследованиях автор различает понятия:

    ✓ эмпирическое (житейское);

    ✓ теоретическое;

    ✓ конкретное (научное).

    3.  А.В. Брушлинский и К.А. Абульханова-Славская сравнивают взгляды на единицу анализа Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна. Они указывают на то, что у Выготского недостаточно учтена развивающаяся сущность "клеточки".


    Please publish modules in offcanvas position.