Вопрос 51. Учение об ориентировочной деятельности П.Я. Гальперина
1. Теоретические положения учения П.Я. Гальперина |
2. Основные работы ученого |
1. Петр Яковлевич Гальперин (1902—1988) - отечественный психолог, разработал учение об ориентировочной деятельности. Ориентировочная деятельность, по Гальперину.
✓ есть средство приспособления к ситуациям, которые отличаются от условий работы механизмов, управляющих автоматическими реакциями. Субъект, осуществляя ориентировку.
• производит обследование ситуации, содержащей в себе элемент новизны;
• подтверждает или изменяет смысловое функциональное значение ее объектов;
• примеривает и видоизменяет свои действия, намечает для них новый путь;
• осуществляет активную регуляцию хода действий в процессе их исполнения;
✓ сокращается — в ходе дальнейшей автоматизации действий;
✓ обеспечивается (на физиологическом уровне) ориентировочно- исследовательским рефлексом, о котором говорил И.П. Павлов;
✓ имеет разные формы в различных проблемных ситуациях, при решении разных задач, применяя разные средства их решения, не ограничиваясь одними интеллектуальными функциями. В ориентировке не только нуждаются, но с психологической стороны представляют не что иное как разные формы психической деятельности субъекта:
• чувства — обеспечивают оценку ситуации и переживание обнаруженных в ней элементов;
• воля — дает новый способ решения задачи в специальных условиях;
• потребности — означают не только побуждения к действию во внешней среде. Они представляют избирательное отношение к ее объектам и намечают обшее направление действий;
✓ включает психическое отражение. Ориентировочная деятельность человека качественно отличается от ориентировочной деятельности животных.
По мнению Гальперина предметом психологии чувств должна стать ориентировочная сторона чувств, а предметом психологии воли — ориентировка, ведущая к принятию того или иного решения. То есть психология изучает не всю психику и не только психику.
Предметом психологии является процесс.
✓ ориентировки субъекта в ситуации, которая открывается в психическом отражении;
✓ формирования, структуры и динамики этой деятельности, определяющих ее качество, характер и возможности.
Психология изучает:
✓ деятельность субъекта по решению задач ориентировки в ситуациях на основе их психического отражения;
✓ не сознание, а процесс ориентировки с использован нем явлений сознания;
✓ не поведение, а только активную ориентировку поведения. Объективным признаком психики является ориентировка живого существа на новое значение объектов, их свойств или отношений, которого они не имели в прошлом опыте и приобретают благодаря ориентировке в актуальной ситуации.
Субъект — это организм:
✓ который регулирует свои внешние реакции воздействия на внешнюю среду на основе образа среды;
✓ действия, но не всякого, а лишь целенаправленного, т. е. такого действия, которое регулируется на основе образа ситуации.
Личность — сознательный, общественно ответственный субъект. В качестве единицы поведения Гальперин выделяет действие:
✓ физическое — при таком действии (например, когда вода точит камень) механизм, его производящий, безразличен к его ре-
зультатам, а результат не оказывает влияния (кроме случайного) на сохранение породившего его механизма;
✓ физиологическое — заключается в том, что организмы заинтересованы в определенных результатах этих действий, а результаты регулируют их исполнение;
✓ субъекта (т. е. живого существа) — вариантов таких действий множество. Они приспосабливаются, "примериваются" к ситуации в среде. Здесь действуют принципы обратной связи, и не только в физическом поле, но и в плане образа. Действия могут быть повторены и в других ситуациях;
личности — уровень данных действий наиболее сложен. Здесь субъект действия учитывает не только восприятие предметов, но и накопленные обществом знания о них; не только естественные свойства и отношения предметов, но их социальное значение и общественные формы отношения к ним. Человек не ограничен индивидуальным опытом; он усваивает и использует общественный опыт той социальной группы, внутри которой воспитывается и живет.
У животного намеченный план действия выступает как непосредственно воспринимаемый путь среди вещей. У человека этот план выделяется и оформляется в самостоятельный объект наряду с миром вещей, среди которых или с которыми ему предстоит действовать. Другими словами, в среду природных вещей вводится новая "вещь" — план человеческого действия, который подразумевает цель в прямом смысле слова, т. е. то, чего еще нет в готовом виде, но что должно быть достигнуто, — сделано. Каждая более высокая ступень развития действия обязательно включает в себя предыдущие.
2. Основные работы ученого:
✓ "Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий" (1965);
✓ "Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий" (1966);
✓ "К проблеме интеллектуального развития ребенка" (1969);
✓ "Введение в психологию" (1976) и др.