Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 51. Учение об ориентировочной деятельности П.Я. Гальперина

    Содержание материала

    Вопрос 51. Учение об ориентировочной деятельности П.Я. Гальперина

    1. Теоретические положения учения П.Я. Гальперина

    2. Основные работы ученого


    1. Петр Яковлевич Гальперин (1902—1988) - отечественный психолог, разработал учение об ориентировочной деятельности. Ориентировочная деятельность, по Гальперину.

    есть средство приспособления к ситуациям, которые отличаются от условий работы механизмов, управляющих автоматическими реакциями. Субъект, осуществляя ориентировку.

    •     производит обследование ситуации, содержащей в себе элемент новизны;

    •     подтверждает или изменяет смысловое функциональное значение ее объектов;

    •     примеривает и видоизменяет свои действия, намечает для них новый путь;

    •     осуществляет активную регуляцию хода действий в процессе их исполнения;

    сокращается — в ходе дальнейшей автоматизации действий;

    обеспечивается (на физиологическом уровне) ориентировочно- исследовательским рефлексом, о котором говорил И.П. Павлов;

    имеет разные формы в различных проблемных ситуациях, при решении разных задач, применяя разные средства их решения, не ограничиваясь одними интеллектуальными функциями. В ориентировке не только нуждаются, но с психологической стороны представляют не что иное как разные формы психической деятельности субъекта:

    •    чувства — обеспечивают оценку ситуации и переживание обнаруженных в ней элементов;

    •    воля — дает новый способ решения задачи в специальных условиях;

    •    потребности — означают не только побуждения к действию во внешней среде. Они представляют избирательное отношение к ее объектам и намечают обшее направление действий;

    включает психическое отражение. Ориентировочная деятельность человека качественно отличается от ориентировочной деятельности животных.

    По мнению Гальперина предметом психологии чувств должна стать ориентировочная сторона чувств, а предметом психологии воли — ориентировка, ведущая к принятию того или иного решения. То есть психология изучает не всю психику и не только психику.

    Предметом психологии является процесс.

    ориентировки субъекта в ситуации, которая открывается в психическом отражении;

    формирования, структуры и динамики этой деятельности, определяющих ее качество, характер и возможности.

    Психология изучает:

    деятельность субъекта по решению задач ориентировки в ситуациях на основе их психического отражения;

    не сознание, а процесс ориентировки с использован нем явлений сознания;

    не поведение, а только активную ориентировку поведения. Объективным признаком психики является ориентировка живого существа на новое значение объектов, их свойств или отношений, которого они не имели в прошлом опыте и приобретают благодаря ориентировке в актуальной ситуации.

    Субъект это организм:

    который регулирует свои внешние реакции воздействия на внешнюю среду на основе образа среды;

    действия, но не всякого, а лишь целенаправленного, т. е. такого действия, которое регулируется на основе образа ситуации.

    Личность — сознательный, общественно ответственный субъект. В качестве единицы поведения Гальперин выделяет действие:

    физическое — при таком действии (например, когда вода точит камень) механизм, его производящий, безразличен к его ре-

    зультатам, а результат не оказывает влияния (кроме случайного) на сохранение породившего его механизма;

    физиологическое — заключается в том, что организмы заинтересованы в определенных результатах этих действий, а результаты регулируют их исполнение;

    субъекта (т. е. живого существа) — вариантов таких действий множество. Они приспосабливаются, "примериваются" к ситуации в среде. Здесь действуют принципы обратной связи, и не только в физическом поле, но и в плане образа. Действия могут быть повторены и в других ситуациях;

    личности — уровень данных действий наиболее сложен. Здесь субъект действия учитывает не только восприятие предметов, но и накопленные обществом знания о них; не только естественные свойства и отношения предметов, но их социальное значение и общественные формы отношения к ним. Человек не ограничен индивидуальным опытом; он усваивает и использует общественный опыт той социальной группы, внутри которой воспитывается и живет.

    У животного намеченный план действия выступает как непосредственно воспринимаемый путь среди вещей. У человека этот план выделяется и оформляется в самостоятельный объект наряду с миром вещей, среди которых или с которыми ему предстоит действовать. Другими словами, в среду природных вещей вводится новая "вещь" — план человеческого действия, который подразумевает цель в прямом смысле слова, т. е. то, чего еще нет в готовом виде, но что должно быть достигнуто, — сделано. Каждая более высокая ступень развития действия обязательно включает в себя предыдущие.

    2. Основные работы ученого:

    ✓ "Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и понятий" (1965);

    ✓ "Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий" (1966);

    ✓ "К проблеме интеллектуального развития ребенка" (1969);

    ✓ "Введение в психологию" (1976) и др.


    Please publish modules in offcanvas position.