Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О.

    Содержание материала

    1"/>

    Вопрос 3. Обзор методов психологической диагностики1

    1. Диагностика психического развития

    2. Психологические тесты и тестирование

    3. Многообразие психологических тестов

    4. Опроси ши


    Л. Диагностика психического развития представляет собой обследование человека в целях определения индивидуальных особенностей развития его психики: способностей, личностных

    черт, мотиваций, отклонений от психической "нормы" и т.д.. Существенное значение для диагностики имеет история развития обследуемого (анамнез). Процедура диагностики состоит из двух этапов:

    сбора психодиагностической информации — выделяют два способа получения информации:

    •     краткое, более или менее разностороннее обследование с применением ряда психодиагностических методик (тестов):

    •     длительное изучение человека в условиях учебно-воспита- тельного или лечебного учреждения;

    постановки диагноза и формулировки рекомендаций. Краткое исследование делится на два вида:

    психологическое тестирование— при котором достигается стандартность процедуры и дается количественная оценка уровня психического развития;

    комплексное обследование (клинический метод по Ж. Пиаже) — при котором выдвигаются и проверяются гипотезы и дается качественная характеристика психики человека.

    Диагноз как основная цель диагностики может устанавливаться на разных уровнях:

    высший — уровень типологического диагноза, заключающийся в определении места и значения выявленных характеристик в общей картине психической жизни человека;

    первый - симптоматический, или эмпирический. На этом уровне диагноз ограничивается констатацией особенностей или симптомов;

    второй - этиологический, учитывающий не только наличие характеристик, но и причины их возникновения.

    На современном этапе психолог часто вынужден ограничиваться диагнозом первого уровня.

    О психологической диагностике и ее методах чаще всего говорят в связи со способами собственно выявления и измерения. Основными методами диагностики выступают тестирование и опрос, методическим воплощением которых являются соответственно тесты и опросники.

    2.  Тестирование предполагает, что обследуемый по заданию психолога осуществляет определенную деятельность (решение задач, рисование, рассказ по картинкам и др.), на основании результатов которой психолог делает те или иные выводы (о наличии, особенностях, уровне развития тех или иных свойств и т.д.). Результаты различных испытуемых позволяет сопоставлять стандартизация. Различают две формы стандартизации:

    тестов — речь идет о единообразии применения:

    •    наборов материала, с которыми работает испытуемый;

    •    процедуры предъявления заданий. В некоторых случаях психолог обладает некоторой степенью свободы, позволяющей ему задать дополнительный вопрос, по своему усмотрению построить беседу по поводу материала и т. д.;

    •    процедуры оценки результатов и т. д.;

    шкалы оценок — данные, полученные на основании той или иной методики, могут быть соотнесены со специааьно разработанной и обоснованной шкалой оценок. То есть первичные данные не являются окончательными.

    Тестирование используется:

    при выборе профессиональной ориентации;

    профессиональном отборе;

    изучении уровня усвоения знаний;

    оказании психологической помощи;

    определении уровня индивидуального развития.

    Тесты весьма разнообразны. Существует множество оснований для их классификации. Б.Г. Ананьев различает следующие тесты:

    стандартизированные— ориентированные на выявление оценочных показателей;

    проективные — определение качественных показателей.

    3.   Среди стандартизированных тестов можно выделить тесты:

    интеллекта — направлены на выявление индивидуальных особенностей, которые имеют отношение к познавательной сфере человека, прежде всего к мышлению, памяти, восприятию, вниманию. Существуют типы данных тестов:

    •    комплексные, диагностирующие различные стороны интеллекта и позволяющие вынести общий диагноз;

    •    отдельных сторон интеллекта (тесты памяти, тесты вербального мышления, тесты логического мышления и др.);

    ✓  достижений — ориентированы на оценку конкретных достижений в связи с программами подготовки:

    •     способностей;

    •     умений;

    •     навыков;

    •              знаний;

    ✓  специальных способностей— соотносящиеся с конкретными видами деятельности и направленные на диагностику тех характеристик, которые обеспечивают эффективность в той или иной области (музыкальные, математические, моторные, технические и др. способности). О специальных способностях говорят по-разному.

    . как о способностях в какой-либо области психической деятельности (перцептивные способности — способности в области восприятия; мнестические способности — способности в области памяти и др.);

    •     как о способностях к определенному виду деятельности (лингвистические способности, художественные способности и т.д.);

    ✓  креативности — предназначены для измерения творческих способностей. В основу кладется диагностика способности продуцировать новые, необычные идеи. Эти тесты построены как система заданий, в которых требуется следующее:

    •     произвести преобразование ситуации;

    •              модифицировать способ обращения с объектом;

    •              осуществить необходимую интерпретацию.

    Принцип проекции, лежащий в основе проективных тестов, связан с представлением о том, что личность воплощается в следующих разнообразных проявлениях индивида:

    ✓  скрытые, неосознаваемые побуждения;

    ✓  стремления;

    ✓  конфликты;

    ✓  переживания.

    Проективные тесты предполагают создание для исследуемого достаточно неопределенной ситуации, оставляющей ему свободу действий, естественно, в рамках инструкции (очень общей). Особенностью работы с проективными методами является интерпретация их результатов.

    Существует несколько классификаций проективных тестов (Л.Ф. Бурлачук)1:

    конститутивные— содержанием работы испытуемого является придание смысла материалу, его структурирование;

    конструктивные— предполагают создание (конструирование) целого из отдельных деталей;

    интерпретативные — предполагают толкование, интерпретацию событий, предлагаемых ситуаций, изображений;

    катартические — предполагают творческую деятельность в особо организованных условиях;

    экспрессивные— предполагают рисование или аналогичную деятельность на свободную или заданную тему;

    импрессивные — требуют выбора, предпочтения одних стимулов другим;

    аддитивные — предполагают завершение фразы, рассказа и др.

    4. Опросниками называют методики, материал которых представляют вопросы, на которые обследуемый должен ответить, либо утверждения, с которыми обследуемый должен согласиться или не согласиться.

    По степени открытости тип опросника может быть:

    открытый — ответы даются в свободной форме;

    закрытый — ответы выбираются из вариантов, предложенных в опроснике.

    Различают опросники:

    анкеты — предполагают получение информации об обследуемом, не отражающей непосредственно его личностные особенности. Таковыми могут быть опросники:

    •    биографические;

    •    интересов и установок (в зависимости от того, насколько соотносятся конкретные выявляемые интересы и установки с собственно личностными психологическими характеристиками: например, опросник, выявляющий предпочтительный выбор из перечня профессий, или опросник, выявляющий установку — отношение к определенной социальной группе, относятся к опросникам-анкетам);

    личностные— предназначены для измерения личностных особенностей. Среди них выделяют несколько групп:

    . типологические — разрабатывают на основе определения типов личности (ряд теорий личности предполагает такую возможность) и позволяют отнести обследуемых к разным типам. Типы отличаются качественными своеобразными проявлениями;

    • черт личности, измеряющие выраженность черт. Черта личности — устойчивый личностный признак. По-другому эти опросники называются многофакторными (например 16- факторный опросник Кеттелла). Под фактором подразумевается глубинная личностная характеристика, определяющая группу устойчивых поведенческих проявлений и относительно независимая от других характеристик того же порядка.

    Выделяют также опросники:

    ✓  мотивов;

    ✓  ценностей;

    ✓ установок;

    ✓  интересов.


    Please publish modules in offcanvas position.