Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 22. Проблема единицы анализа в работах В.П. Зинченко. Требования к единицам анализа

    Содержание материала

    Вопрос 22. Проблема единицы анализа в работах В.П. Зинченко. Требования к единицам анализа

    1. Проблема единицы анализа психики у В.П. Зинченко

    2. История выделения единиц анализа в в психологии

    3. Требования к единице анализа


    1.  В.П. Зинченко определяет единицу анализа как "такое минимальное образование, в котором непосредственно представлены существенные связи и существенные для данной задачи параметры объекта". Термины "единица анализа" и "клеточка" употребляются автором как синонимы. В.П. Зинченко отмечает сложное системное строение единицы анализа; допускает наличие в единице разнородных компонентов, которые должны быть доступны для измерения и обработки.

         По мнению В.П. Зинченко, в истории психологии были выделены такие единицы анализа, как:

    ✓ ощущения, представления, идеи (ассоцианизм);

    ✓ структурные отношения между фигурой и фоном (гештальт- психология);

    ✓ реакция или рефлекс (реактология или рефлексология);

    ✓ поведенческий акт (бихевиоризм);

    ✓ схема "стимул - реакция", дополненная промежуточной переменной — когнитивными картами (Э. Толмен);

    ✓ обратимые операции (Ж. Пиаже);

    ✓ установка (Д.Н. Узнадзе);

    ✓ значащие переживания (Ф.В. Бассин);

    ✓ эмоционально-подобные ощущения (Лейпцигская школа, К. Коффка);

    функциональный блок и операция по переработке информации (когнитивная психология).

    3. Единица анализа должна:

    ✓ быть не диффузным и не синкретическим целым, построенным из элементов, а структурным образованием, внутренне связанной психологической структурой (J1.C. Выготский);

    ✓ содержать в виде противоположностей свойства целого, т. е. вычленять в целом главные его внутренние противоположности и фиксировать их в себе (J1.C. Выготский);

    ✓ быть способна к развитию, в том числе и к саморазвитию как единица жизнедеятельности, сохраняющая структурные свойства целого (C.J1. Рубинштейн, J1.C. Выготский, Н.А. Берн- штейн);

    ✓ быть живой частью целого ("живое единство", "живая клеточка" J1.C. Выготского);

    ✓ не только отражать внутреннее единство психических процессов, но также позволять исследовать отношение той или иной изучаемой психической функции (или процесса) ко всей жизни сознания в целом и к его отдельным важнейшим функциям (JI.C. Выготский);

    ✓ иметь реальную чувственно созерцаемую форму ("клеточка" В.В. Давыдова).

    Сам В.П. Зинченко последовательно предлагает выделять в системе несколько единиц анализа. Он предлагает ввести в дополнение к единицам анализа, уже принятым в психологии, еще одну — "живое движение".


    Please publish modules in offcanvas position.