Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 38. Функции философской методологии

    Содержание материала

    Вопрос 38. Функции философской методологии

    1. Понятие философской методологии

    2. Три функции философской методологии

    3. Образы человека в психологии


    Л. Философская методология— высший уровень методологии. Она задает стратегию изучения принципов познания и построения категориального аппарата в любой конкретной области человекознания, в том числе и в психологии.

    Роль философской методологии изучения человека с развитием конкретных наук возрастает. Любая конкретная наука видит свой объективно существующий пласт проявлений человеческой жизни и по нему пытается составить представление о жизни в целом. Например: общая биология — видит в человеке организм, обладающий рядом особенностей, сближающих человека с любыми другими проявлениями жизни на Земле.

    •    обмен веществ;

    •    наличие генетической программы;

    кибернетика — наука о системах и методах управления машинами, живыми организмами. Изучает человека как адаптивную саморегулирующуюся систему, имеющую аналоги как в живой, так и в неживой природе;

    филология, исследующая, в частности, человека в античной трагедии, — рассказывает о герое, совершающем поступки и деяния, предписанные судьбой.

    Основная трудность представления целостного образа человека в том, что в каждом объективно существующем предмете конкретной науки о человеке используются лишь элементы некоторого целого. Между тем, — пишет Асмолов, — задача междисциплинарного синтеза представлений о человеке неизменно ставится в науке и вовсе не носит чисто абстрактного познавательного характера.

    2. Асмолов выделяет три функции философской методологии:

    интегративную функцию в познании человека выполняет философская методология — наука, которая выделяет развитие человека в природе и обществе как предмет философского познания; критико-конструктивную, которая подвергает сомнению принятые в качестве аксиом, исходных постулатов, предельных категорий достижения науки или мировоззрения определенного исторического периода, которые вводятся в ранг незыблемых, вечно существующих истин;

    мировоззренческую (нормативно-аксиологическую), которая заключается в этической оценке общенаучных и конкретно- научных построений и создании тех идеалов и ценностных норм, которым должен соответствовать образ человека в научной картине мира.

    Некоторые ученые, осознавая интегративную функцию философской методологии, предостерегали от "методологической беспечности" основатели отечественной психологической науки. В частности, это:

    ✓ JI.C. Выготский;

    ✓ C.J1. Рубинштейн;

    ✓ Б.Г. Ананьев;

    ✓ П.Я. Гальперин;

    ✓ Б.В. Зейгарник;

    ✓ А.Н. Леонтьев;

    ✓ А. Р. Лурия;

    ✓ Б.М. Теплов;

    ✓ Д.Н. Узнадзе.

    При постановке общих вопросов психологии они выходили за рамки конкретной науки и поднимались на уровень философской методологии изучения личности, общения, деятельности, бессознательного, сознания, предмета психологии в целом.

    В качестве примеров можно привести следующие методологические работы отечественных психологов:

    ✓ J1.C. Выготского "Исторический смысл психологического кризиса" (1926);

    ✓ C.J1. Рубинштейна "Проблемы психологии в трудах Карла Маркса" (1934), "Человек и мир" (1973);

    ✓ А.Н. Леонтьева "Проблемы развития психики" (1957), "Деятельность, Сознание, Личность" (1975) и др.

    В одной из последних работ Б.Г. Ананьева "О проблемах современного человекознания" (1977) говорится о том, что решение проблемы человека требует выхода за границы психологии. Он выделяет три особенности развития науки, свидетельствующие о зарождении человекознания:

    ✓ превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки;

    ✓ все возрастающая дифференциация отдельных дисциплин и их дробление на ряд более частных учений;

    ✓ тенденция к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в различные комплексные системы, к построению синтетических характеристик человеческого развития.

    Вторая функция — критико-конструктивная — нужна в том случае, когда в науках появляются противоречия и парадоксы, тормозящие развитие науки. История психологической науки в этом плане не составляет исключения. В традиционной психологии новые факты вступили в противоречие со старыми постулатами. Например, проявления активности человека, его неосознаваемых влечений вступили в противоречие с постулатом непосредственности. Согласно последнему объективная действительность непосредственно воздействует на психику субъекта и однозначно определяет возникающие вслед за этим воздействием проявления его психики и поведения. Решение данного противоречия возможно лишь с выходом за рамки эмпирических фактов и проблем конкретной науки. Критико-конст- руктивная функция философской методологии сыграла серьезную роль в исследовании развития человека, разрушив методологический изоляционизм в познании человека и поставив в центр человекознания развитие бытия человека в мире. При игнорировании мировоззренческой функции философской методологии в конкретных науках начинают складываться свои образы "тохого" или "хорошего" человека, принимаемые за естественные свойства его природы.

    Исследователь может не отдавать себе отчета в том, на каком уровне методологии науки он работает, путать общие фшюсоф- ские положения о человеке с конкретными характеристиками человека. В таком случае он рискует начать измерять патриотизм и убежденность личности в тех же единицах, что вес и рост индивида. Во всех этих случаях могут смешиваться такие составляющие психической жизни человека, как: идеальные нормативы;

    ✓ моральные эталоны, которым должна следовать личность в обществе;

    ✓ психологические механизмы, обеспечивающие усвоение и функционирование этих эталонов в реальном поведении личности.

    В результате подобного наделения оценочными характеристиками механизмов развития и функционирования личности в обществе заслоняется их конкретное значение, происходит приписывание "хороших" или "плохих" качеств самой естественной природе человека.

    3. Мировоззренческая ценностно-нормативная функция философской методологии очень важна, так как создание того u/iu иного образа человека в культуре — это действенный инструмент формирования личности человека. Образ человека, которым осознанно или неосознанно пользуется исследователь, влияет на всю его практику работы с человеком и в ряде случаев — на реальную подстройку личности под этот образ. В психологии в течение многих лет сформировалось несколько образов человека:

    "ощущающий", т. е. пассивно воспринимающий мир, некая разумная машина по переработке и потреблению информации. Этот образ сложился в интроспективной психологии сознания в прошлом веке;

    ✓ "как вместилище нужд, инстинктов, потребностей"— этот образ возник под влиянием идей 3. Фрейда;

    "нуждающийся "— по теории А. Маслоу был создан образ человека как иерархии нужц, потребностей и мотивов;

    "реагирующий" ("человек как система реакций") - этот образ создан под влиянием бихевиористов и рефлексологов;

    'деятель"— был создан в русле отечественной психологии, и прежде всего в исследованиях J1.C. Выготского, C.J1. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и Д.Н. Узнадзе.


    Please publish modules in offcanvas position.