Вопрос 34. Психология ЛИЧНОСТИ в трудах представителей культурно-исторической психологии
1. Психология личности в учении С.Л. Рубинштейна |
2. Личность в теории А.Н. Леонтьева |
1. Основные положения учения С.Л. Рубинштейна относительно психологии личности таковы.
✓ вся психология человека является психологией личности — все психические процессы:
• составляют содержание деятельности;
• протекают в личности и зависят от нее;
✓ изучение психического облика личности включает три основных вопроса:
Что человек хочет? — это вопрос о направленности, установках
и тенденциях, потребностях и идеалах человека;
Что человек может?— вопрос о способностях, одаренности
человека;
. Что он есть? — данный вопрос о характере человека в своем содержательном аспекте тесно связан с вопросом о том, что для человека значимо. Это проявляется в мотивах и целях его деятельности и определяет стержень личности;
✓ в конкретной деятельности человека все эти стороны психического облика личности сплетены в едином узле;
✓ психические свойства личности в ее поведении, в действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;
✓ психический облик личности во всем многообразии психических свойств определяется реальным бытием, действительной жизнью человека и формируется в конкретной деятельности. Деятельность же личности формируется по мере того, как человек в процессе воспитания и обучения овладевает исторически сложившимся содержанием материальной и духовной культуры,
✓ образ жизни человека и его психический облик взаимообусловлены.
2. Согласно точке зрения А.Н. Леонтьева личность не есть индивид, личность — это особое качество, которое:
✓ приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Антропологические свойства индивида лишь определяют:
• генетически заданные условия формирования личности;
• формы и способы проявления психологических черт;
✓ системное и поэтому сее/нчувственное качество. Хотя носителем этого качества является индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами, которые составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционирования личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида.
Проблема личности образует новое психологическое измерение:
✓ иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека;
✓ места, позиции личности в системе общественных связей;
✓ того, ради чего и как использует человек доставшееся ему от рождения и приобретенное им.
Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.
Реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются его деятельностью, точнее, совокупностью его многообразных видов деятельности. Становление личности —
это становление связной системы личностных смыслов. Существует три основных параметра личности:
✓ широта связей человека с миром;
✓ степень их иерархизированности;
✓ их общая структура.
Личность рождается дважды. Рождение личности:
✓ первое — относится к дошкольному возрасту и знаменуется начетом: . установления иерархии между мотивами;
• подчинения непосредственных побуждений социсшьным нормам;
✓ второе — начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении стремления и способности.
• осознавать свои мотивы;
. проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. А.Н. Леонтьев внес огромный вклад в развитие отечественной и мировой психологии, а его идеи развиваются учеными и в настоящее время.