Вопрос 31. Понятие личности в российской психологии
1. Многообразие подходов к пониманию личности |
2. Характеристика личности в работах отечественных ученых |
1. В современной психологии нет единого мнения о том, что же такое личность. Выделяют две точки зрения на личность:
✓ особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения;
✓ человек как субъект, ради которого осуществляется развитие общества (личность в гуманистических концепциях).
При всем многообразии подходов к пониманию личности традиционно выделяются следующие аспекты этой проблемы:
✓ многогранность феноменологии личности, отражающая объективно существующее многообразие проявлений человека в эволюции природы, истории общества и его собственной жизни;
✓ междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере изучения общественных и естественных наук;
✓ зависимость понимания личности от образа человека, явно или скрыто существующего в культуре и науке на определенном этапе их развития;
✓ несовпадение проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоногенетического направлений современного человекознания;
✓ разведение исследовательской установки, ориентирующей специалиста на понимание развития личности в природе и обществе, и практической установки, направленной на формирование или коррекцию личности в соответствии с целями, заданными обществом или поставленными обратившимся к специалисту конкретным человеком.
2. Российские ученые определяют личность как:
✓ "функциональный орган индивидуальности, состояние души и духа, а не почетное пожизненное звание. Она ведь может потерять лицо, исказить свой лик, уронить свое человеческое достоинство, которое усилием берется" (А.А. Ухтомский);
✓ верховный синтез поведения. В личности достигается интеграция, слияние, гармония внешнего и внутреннего. А там, где есть гармония, наука, в том числе и психология, умолкает" (Н.А. Бернштейн):
✓ таинственный избыток индивидуальности; ее свобода, которая не поддается исчислению, предсказанию. Личность видна сразу и целиком и тем отличается от индивида, свойства которого подлежат раскрытию, испытанию, изучению и оценкам. Личность есть предмет удивления, преклонения, зависти, ненависти; предмет непредвзятого, бескорыстного, понимающего проникновения и художественного изображения. Но не предмет практической заинтересованности, формирования, манипулирования {В.П. Зинченко).
В.П. Зинченко имеет свою точку зрения на проблему личности в психологии:
✓ "почти общепринятый перевод слова "личность" как personality (и наоборот) не вполне адекватен. Personality — это, скорее, индивидуальность". В петровские времена персоной называли куклу. Личность — это selfhood, selfness или self, что близко к русскому слову "самость". Более точного эквивалента слову "личность" в английском языке не существует". Из-за неточностей перевода создается впечатление, что личность подлежит тестированию, манипулированию, формированию и пр., что, по мнению Зинченко, не применимо по отношению к личности. "Извне сформированная личность становится наличностью того, кто ее сформировал". Личность не есть продукт коллектива, адаптации к нему или интеграции. Личность — это основа коллектива, любой человеческой общности. Общность сильна разнообразием личностей, конституирующих ее;
✓ синонимом личности является ее свобода, чувство вины и ответственность. Личность не склонна к конформизму, хотя не чужда компромисса.
Личность следующим образом рассматривается в русской философии:
✓ личность "непонятна, выходит за пределы всякого понятия, является формой духовного самопознания" {П.А. Флоренский);
✓ М.М. Бахтин продолжает мысль Флоренского: "когда мы имеем дело с познанием личности, мы должны вообще выйти за пределы субъект-объектных отношений, какими субъект и объект рассматриваются в гносеологии".