Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 17. Разработка единицы анализа в диалектике

    Содержание материала

    Вопрос 17. Разработка единицы анализа в диалектике

    1. История понятий "абстрактное " от конкретного к абстрактному в эмпиризме

    2. Восхождение от абстрактного к конкретному с точки зрения марксизма

    3. "Клеточка " как единица анализа


     Термин "конкретное"в буквальном переводе с латыни означает "смешанное, сращенное, составленное, сложенное"; термин "абстрактное" переводится как "изъятое, вынутое, извлеченное (или отвлеченное), отрешенное". История понятий "абстрактное" и "конкретное" такова. ✓ в схоластической философии — под конкретным понимали мир единичных вещей — "смертных", "тленных", "составленных, а потому и обреченных на рассыпание", "имевших в глазах философов весьма ничтожную ценность". Мир абстрактного считался истинным, "божественным миром"; в эмпирической философии — термины изменили свое значение. Первоначальной целью эмпиризма стало изучение мира единичных, чувственно данных вещей. Именно эти вещи и именовались "конкретным". По сравнению с миром чувственных вещей "мир теоретических формул оказывался лишь бледной тенью, обедненным выражением, слабым схематическим подобием, очень несовершенным, сухим и тощим — абстрактным";

    ✓  в ходе полемики с рационализмом, а также в результате успехов естествознания понимание терминов вновь изменилось. "Конкретное" теперь — лишь образы восприятия, образы внешних предметов, искаженные органами чувств. Познание пыталось проникнуть в действительную сущность вещей, которая теперь истолковывалась механистически. На деле именно действительность стала толковаться как бедная, "абстрактная". Объективная реальность — это реальность геометрическая;

    ✓  эмпиризм пришел к выводам, прямо противоположным собственным предпосылкам. Путь науки толкуется теперь как путь от конкретного — к абстрактному;

    ✓  метод восхождения от конкретного к абстрактному привел эмпирическую философию к номинализму. С позиций номинализма образование понятий происходит по следующей логике".

    • "абстрактное" — свойство, обшее для ряда предметов, абстрагируется, мыслится уже отдельно от них и образует содержание эмпирического понятия. Реальных взаимосвязей вещей такая общность не отражает;

    . понятия — не более чем имена для групп предметов, отражающие формачьно-общее в них и служащие для классификации предметов, лучшего запоминания и пр.

    Понятие "шар" не выражает ничего существенного для определения специфики апельсина или мяча. Так теряется возможность выяснить причины, по которым мяч или апельсин имеют именно такую, а не иную форму; причины, различные у мяча и апельсина. Такова позиция номинализма и формачьной логики.

    На вопрос: "Как узнать о вещах что-то, чего не было в восприятии?" — теория образования понятий ответа не дает. На ограниченность так понимаемого познания указывал еще Д. Юм. Действительное решение этой проблемы дает диалектический материализм.

    2. Диалектический материализм не отрицает эмпирического способа образования понятий, но не дает ему высокую оценку. По мнению Э.В. Ильенкова, эмпирическое понятие не является собственно понятием. Это — обозначенное словом общее представление. Такие абстракции обшего способны производить даже животные. Условный рефлекс животных, по мнению Э.В. Ильенкова, представляет из себя типичную абстракцию, поэтому абстракция как таковая вовсе не представляет собой че- го-либо специфического для человека".

    Маркс дает определения:

    конкретное — "единство многообразного". Это реальный предмет в единстве его необходимых сторон. Это самодвижущаяся, развивающаяся, органическая система со всеми ее взаимосвязями и отношениями. Конкретное — синоним объективной взаимосвязи всех необходимых сторон реального предмета, данного человеку в созерцании и представлении, их внутренне необходимой взаимообусловленности. Познание органической, развивающейся системы, конкретного и есть цель науки. Теория есть отражение конкретного в голове человека и с этой точки зрения также конкретна;

    абстрактное — сторона, свойство конкретного предмета. Это элемент, вырванный из системы, простой, нерасчлененный внутри себя объект. Абстрактное, так же как и конкретное, существует реально. Отражение абстрактного в сознании есть абстрактное знание. Абстрактное знание не имеет самостоятельной ценности и является лишь средством достижения конкретного знания.

    С точки зрения диалектического материализма все логические категории обладают реальным бытием, они не возникают в сознании, а являются отражением объективно существующих вещей. Поэтому и "абстрактное", и "конкретное" существуют реально. В природе встречаются реальные абстрактные вещи, например "абстрактный труд". С точки зрения диалектического материализма это не так.

    Метод восхождения от абстрактного к конкретному, основанный на онтологии диалектического материализма, учении о развитии, базируется на следующих тезисах (В.В. Давыдов):

    ✓ если нечто возникает, то возникает в простом, нерасчленен- ном, неразвитом виде;

    ✓ для многообразия проявлений необходимы и время, и особые условия, требующие расчленения, развития этого нечто;

    ✓ если нечто в своем развитии приобретает частные формы и виды, то они будут частными по отношению к его простому, нерасчлененному существованию, т. е. к их всеобщей основе как таковой;

    ✓ теоретический анализ всегда стремится к тому, чтобы выявить возникновение таких всеобщих форм того или иного изучаемого объекта и представить их в виде теоретических абстракций.

    Всеобщие формы, о которых говорит В.В. Давыдов, — это и есть простое, нерасчлененное начало системы. Из одного, простого, единичного и одновременно всеобщего начала развивается каждая конкретность, каждая сложная система во всем многообразии своих проявлений. И единственный путь познать такую систему во всех ее проявлениях и взаимоотношениях — теоретический путь восхождения от абстрактного к конкретному.

    Основные положения, раскрывающие принцип восхождения от абстрактного к конкретному, таковы:

    познание конкретного целого во всех его разнообразных проявлениях и взаимосвязях есть, по К. Марксу, действительная задача науки. Восхождение от абстрактного к конкретному есть единственный метод, позволяющий мышлению отразить конкретное. При этой дедукции мысль теоретика следует реальному историческому процессу развития конкретного, постепенного усложнения и расчленения простого абстрактного начала;

    ✓ восхождение всегда начинается с чувственных данных, с реального конкретного. Материалистическая диалектика рассматривает конкретное и исходным, и конечным пунктом познания;

    ✓ процесс восхождения от абстрактного к конкретному на самом деле можно было бы назвать процессом "восхождения от чувственно-конкретного к мысленно-абстрактному и от мысленно-абстрактного к мысленно-конкретному".

    Представление процесса восхождения от абстрактного к конкретному можно представить в виде последовательных этапов:

    ✓ реальное конкретное;

    ✓ отдельные мысленные абстрактные определения реального конкретного (на этой стадии завершается процесс эмпирического познания);

    ✓ выделение первичной абстракции;

    ✓ синтез абстрактных определений, моделирование развития конкретного из первичной абстракции;

    ✓ мысленное конкретное.

    Результат (мысленное конкретное) — это теоретическое отражение реального конкретного во всех его необходимых взаимосвязях, в его развитии и самовоспроизведении.

    Главенствующая роль во всем процессе принадлежит первичной абстракции, всеобщему простому началу — "клеточке" системы.

    3. "Клеточка " — чувственно воспринимаемое явление, реальное, единичное в ряду других единичных явлений системы и вместе с тем несущее в себе всеобщий закон движения системы.

    Всеобщее рассматривается в диалектике именно как единичное явление, "клеточка", а не как абстрактное выражение формально-общего свойства ряда единичных предметов. Исследование объекта с точки зрения диалектики предполагает выделение "клеточки" объекта. Свойства "клеточки":

    порождает систему и сама воспроизводится в ней (путем воспроизведения "клеточки" система (конкретное) поддерживает свое существование, воспроизводит себя);

    лежит в основании прочих, более ело.жных явлений;

    ✓ относительно независима от конкретного целого и поэтому может быть рассмотрена как изолированный элемент;

    ✓ отражаясь в сознании, представляет собой конкретное понятие (или собственно понятие, научное, теоретическое понятие), в отличие от абстрактного, эмпирического понятия, общего представления.

    Примером "клеточки", который приводит Гегель, является зерно. Оно есть конкретная форма существования растения, и в то же время в нем в свернутом виде содержатся все части растения.

    Анализ здесь выступает не как разложение сложного на простейшие элементы, а как выделение конкретных элементов данного целого, специфичных именно для него, служащих источниками его развития.

    Для построения теории выбранная единица анализа имеет решающее значение. Будет ли избран анализ по "элементам" или по "клеточке" — это определяет успех теоретической работы. Именно поэтому метод — решающее звено в построении общепсихологической теории, в которой так нуждается современная психология.


    Please publish modules in offcanvas position.