Вопрос 50. Учение о сознании
1. Основные положения А.Н. Леонтьева - о природе сознания |
2. Структура сознания (по В.Л. Зинченко, |
3. Соотношение сознания и мотивов (по А.Н. Леонтьеву, |
1. Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включены:
✓ он сам;
✓ его действия;
✓ состояния.
Структура сознания, по А.Н. Леонтьеву, включает:
✓ чувственную ткань — образует чувственный состав конкретных образов реальности. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания — как объективное поле и объект его деятельности. Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Образы эти различаются:
• по модальности;
• чувственному тону;
• степени ясности;
. большей или меньшей устойчивости и т. д.;
✓ значения — преломляют мир в сознании человека. В значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, т. е. в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же "не психологичны", как и та общественно познанная реальность, которая лежит за ними. Следует различать осознаваемое значение:
• общественное;
• для субъекта— в последнем случае говорят о личностном смысле;
✓ личностные смыслы - это значение того или иного явления для конкретного человека. Личностный смысл и создает пристрастность сознания. В отличие от значений, личностные смыслы имеют психологическую обусловленность.
Сознание человека, как и сама его деятельность, не является неким слагаемым входящих в него частей, т. е. оно не аддитивно. Это не плоскость, даже не емкость, заполненная образами и процессами. Это и не связи отдельных его единиц, а внутреннее движение его образующих, включенное в общее движение деятельности, осуществляющей реальную жизнь индивида в обществе. Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания.
2. Идеи А.Н. Леонтьева о структуре сознания были развиты в отечественной психологии его учеником В.П. Зинченко, который выделяет три слоя сознания:
✓ бытийный (или бытийно-деятельностный) — включает чувственную ткань: образа; биодинамическую;
✓ рефлексивный (или рефлексивно-созерцательный) — состоит их
. значений;
• смыслов;
✓ духовный.
Понятия, введенные в психологию сознания В.П. Зинченко:
✓ биодинамическая ткань — это наименование для различных характеристик живого движения и предметного действия. Биодинамическая ткань — это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Термин "ткань" в данном контексте используется для подчеркивания мысли о том, что это материал, из которого строятся целесообразные, произвольные движения и действия;
✓ духовный слой сознания в структуре сознания играет ведущую роль, одушевляя и воодушевляя бытийный и рефлексивный слой. В духовном слое сознания человеческую субъективность представляет "Я" в его различных модификациях и ипостасях. В качестве объективной образующей в духовном слое сознания выступает другой или, точнее, "Ты". Духовный слой сознания конструируется отношениями "Я — Ты" и формируется раньше или как минимум одновременно с бытийным и рефлексивным слоями.
3. А.Н. Леонтьев выдвинул следующую концепцию соотношения сознания и мотивов".
✓ мотивы могут осознаваться, но, как правило, не осознаются, т. е. все мотивы можно разбить на два больших класса: осознаваемые; неосознаваемые;
✓ осознание мотивов — это особая деятельность, особая внутренняя работа;
✓ неосознаваемые мотивы проявляются в сознании в особых формах — в форме эмоций и в форме личностных смыслов. Эмоции — это отражение отношения результата деятельности к ее мотиву. Если с точки зрения мотива деятельность проходит успешно, возникают положительные эмоции, если неуспешно — отрицательные. Личностный смысл — это субъективно воспринимаемая повышенная значимость предмета, действия или события, оказавшихся в поле действия мотива ведущего.
✓ мотивы человека образуют иерархическую систему. Обычно иерархические отношения мотивов не осознаются в полной мере. Они проявляются в ситуациях конфликта мотивов.