Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О.

    Содержание материала

    7"/>

    Вопрос 29. Категория личности в психологии7

    1. Целостный образ личности

    2. Персонологический подход Штерна

    3. Учение о личности Джемса

    4. Личность в гуманистической психологии


    1.  В категории личности интегрированы все другие категории:

    ✓ образ;

    ✓ действие;

    ✓ мотив;

    ✓ отношение.

    Человек всегда усматривает в другом человеке не совокупность неких признаков и параметров, но целостный образ.

    2.  По мнению Штерна, психология должна базироваться на пер- сонологии — науке о живой личности, персоне.

    Персоне свойственна психофизическая нейтральность, т. е. в ней органическое и психическое есть не разные сущности, а просто разные проявления одного и того же. Тем самым Штерн рассчитывал решить психофизическую проблему, присущую учениям о личности, созданным ранее.

    Штерну не удалось превратить дуализм в монизм, поскольку он лишь декларировал скрытую за двояким проявлением человека "нейтральную сущность". Штерн высказал несколько важных идей:

    ✓ личностно-психологическое может раскрыться лишь в контексте целостного представления о человеке. Был поставлен вопрос не только о различиях по физиологическим параметрам (быстрота реакции, эмоциональность), но и том, что различия обусловлены целостностью личности, не сводимой к сумме компонентов;

    ✓ целостная система (личность) может воздействовать на жизненный процесс, а не только реагировать на стимулы.

    Хотя учение о персоне не приобрело объяснительного значения, идеи Штерна повлияли в будущем на многие учения о личности (гуманистическое, феноменологическое, экзистенциальное).

     Использованы материалы из книги: Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. Т. 2. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

    2.   Учение о личности Джемса относит к личности все, что сам человек считает своим. Он выменяет четыре формулы "Я":

    ✓ материальное — тело, имущество;

    ✓ социальное — притязания на престиж, дружбу, социальный статус;

    ✓ духовное — процессы сознания;

    ✓ чистое "Я" — чувство личной идентичности.

    Модель личности Джемса носит дифференциальный характер. Тем самым Джемс сделал шаг от гносеологического понимания личности к поуровневому анализу личности как сложному образованию.

    Главная заслуга Джемса — введение социального "Я'\ которое определяется мнением тех групп, которые для человека не безразличны. В этом положении содержится понятие о референтной группе — одном из главных понятий в социологии1. Другой важный в теории личности вопрос о том, что определяет чувство собственного достоинства. Джемс предложил формулу: самоуважение = успех / притязание.

    Основные вопросы, поставленные Джемсом и потребовавшие от исследователей дальнейшего изучения категории личности:

    ✓ сложность строения личности при сохранении ее идентичности;

    ✓ отграничение во внешнем и внутреннем пространстве "своего Я" от "не своего";

    ✓ соотношение в личности актуального и потенциального;

    ✓ воздействие самооценки на регуляцию поведения.

    3.  Личность в гуманистической психологии основывается на идеях Джемса. Джемс вывел формулу, которую потом более четко сформулировал идейный лидер экзистенциалистов Ж.-П. Сартр: существование предшествует сущности. Экзистенциализм оказал влияние на третий путь по отношению к фрейдизму и бихевиоризму: гуманистическую психологию. Ее лидерами стали:

    ✓ Роджерс;

    ✓ Мэй;

    ✓ Маслоу;

    ✓ Олпорт и др.

    Гуманистическая психология призывала понять человеческое существование во всей его непосредственности. Среди гуманистов большинство составляли психотерапевты. В своей практике они ориентировались на общие представления о природе психической жизни и ее патологических формах развития, выбирая интерпретации между психоанализом и бихевиоризмом. Но на практике имелась личность с ее проблемами, ценностями, жизненными ориентирами и целями, а не реакциями и сексуальными влечениями как таковыми. Гуманистическая психология:

    ✓ противопоставила всем моделям "фрагментарного" человека свою модель целостной личности, ее "Я", ее самости;

    ✓ утверждала, что человеку присуща направленность сознания, потребность личности в самоактуализации, в самосозидании своего мира;

    ✓ открыла, что человек, сосредотачиваясь на своем феноменальном мире, открывает свое "Я" как целостность;

    ✓ осветила трудности, связанные с разработкой категории личности: ее объединения в особую форму, отличную от других категорий психического и связанную с ними.


    Please publish modules in offcanvas position.