Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 47. Деятельностный подход в психологии

    Содержание материала

    Вопрос 47. Деятельностный подход в психологии

    1. Категория деятельности

    в отечественной психологии

    2. Основные положения теории деятельности

    3. Дискуссионные идеи психологов


    1. Основы деятельностного подхода в отечественной психологии заложены C.JI. Рубинштейном и Л.Н. Леонтьевым. При этом оба они исходили из марксистского понимания деятельности как динамической системы взаимодействия субъекта с миром. В процессе этого взаимодействия происходит воплощение в объекте психического образа субъекта и реализация отношений субъекта в предметной действительности. Три наиболее ярких представителя деятельностного подхода:

    ✓  С.Л. Рубинштейн;

    ✓ А.Н. Леонтьев;

    ✓  П.Я. Гальперин.

    Использование категории "деятельность" в XX в. стало отличительной чертой советской психологической науки. При этом в качестве базовых служили следующие положения:

    ✓  о единстве психики и деятельности;

    ✓ деятельности как движущей силе психического отражения.

    Категория "деятельность" в отечественной психологии рассматривалась в двух функциях:

    объяснительного принципа;

    предмета исследования.

    В качестве предмета деятельность рассматривалась как связь индивидуальной жизни человека с общественно-исторической и духовной практикой людей. В результате в систему психологических знаний были введены такие понятия, как индивидуальная деятельность и совместная (коллективная) деятельность; выделены характеристики деятельности, такие как:

    ✓ преобразующая;

    ✓ целенаправленная;

    ✓ чувственно-предметная и духовная.

    В качестве объяснительного принципа психики категория "деятельность" используется при изучении различных областей психической реальности (познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности, внутригрупповых процессов и др.) и при построении различных отраслей психологии (общей, социальной, возрастной, педагогической, медицинской, инженерной психологии и др.).

    2. Приниипами деятельностного подхода являются принципы:

    ✓ развития и историзма;

    ✓ предметности;

    ✓ активности;

    ✓ интериоризации или экстериоризации как механизмов усвоения общего опыта;

    ✓ единства строения внешней и внутренней деятельности;

    ✓ системного анализа психики;

    ✓ зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности.

    Деятельностный подход в психологии позволил выделить критерии возникновения психики и стадии развития психики в филогенезе. В его рамках также были разработаны представления о ведущей деятельности как основе и движущей сшче развития психики в онтогенезе. Также ученые работали над идеями:

    ✓ о механизмах формирования образа;

    ✓ структуре деятельности;

    ✓ значении, личностном смысле и чувственной ткани как образующих сознание;

    ✓ иерархии мотивов и личностных смыслов как единицах строения личности.

    Использование категории "деятельность" в качестве объяснительного принципа привело к изменению принципов анализа психики в обшей психологии и разработке положений:

    о планомерном формировании умственных действий;

    микроструктурном анализе познавательной и исполнительной деятельности;

    ведущей деятельности как основе периодизации развития психики;

    деятельностном опосредовании межличностных отношений и др. Основными характеристиками деятельности являются:

    ✓ предметность;

    ✓ субъективность.

    "Специфика предметной детерминации деятельности состоит в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованными в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании" (А.Г. Асмолов).

    Субъективность деятельности находит свое выражение в следующих аспектах активности субъекта:

    ✓ обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности;

    ✓ личностном смысле для человека (т. е. значений для меня) тех или иных событий, действий и поступков.

    При анализе деятельности выделяют три тана ее рассмотрения:.

    ✓ генетический;

    ✓ структурно-функциональный;

    ✓ динамический.

    В генетическом плане исходной формой любой человеческой деятельности является совместная деятельность. Механизмом развития психики человека выступает интериоризация, обеспечивающая усвоение общественно-исторического опыта путем преобразования социальной совместной деятельности в деятельность индивидуальную. В ходе интериоризации происходит также переход внешней по форме протекания деятельности в деятельность внутреннюю.

    В основе структурно-функционального рассмотрения деятельности лежит принцип анализа "по единицам", при котором та или иная реальность разлагается на "единицы", содержащие в себе основные свойства, присущие этой реальности как целому. Иерархические взаимосвязи между единицами деятельно

    сти подвижны. В зависимости от места отражаемого объекта в структуре деятельности изменяются содержания психического отражения (осознаваемый, неосознаваемый) и виды регуляции деятельности (произвольный, непроизвольный). При рассмотрении деятельности в динамическом плане изучаются механизмы, обеспечивающие движение самой деятельности. Сегодня в психологии деятельность рассматривается не только как объяснительный принцип и предмет исследования, но и как предмет организации, управления и проектирования.

    3. Представляются дискуссионными следующие положения:

    Л. П. Леонтьева:

    Мотив — это опрел,меченная потребность;

    . мотивы в основном не осознаются;

    • личность — это системное качество;

    П.Я. Гальперина — сведение всех психических процессов к ориентировочной деятельности.


    Please publish modules in offcanvas position.