Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 36. Системный историко-эволюционный подход к изучению человека

    Содержание материала

    Вопрос 36. Системный историко-эволюционный подход к изучению человека

    1. Человек и его место в различных системах

    2. Человек как 'элемент " системы

    3. Парадокс системного мышления: "элемент в системе " и "система в элементе "


    1. Современная системная методология опирается на идею о том, что ключ к пониманию природы человека лежит в тех различных системах, в которых осуществляется его жизнь, а не в нем самом как некотором телесном объекте.

    В естественных науках наиболее концентрированное выражение эта идея нашла в фундаментальных исследованиях В. И. Вернадского. Вернадский последовательно отстаивал свои представления:

    ✓ о необходимости перехода от анализа биологических свойств человека к изучению человека в популяционно-видовом, биоце- нотическом и биосферном типах организации;

    ✓ том, что социальные качества человека нужно изучать в системе ноосферы (созданной человеком сфере разума).

    Вследствие антропоцентризма в науках о человеке появляются двойные оппозииии:

    ✓ "организм — среда";

    ✓ "личность — общество";

    ✓ "биологическое — социальное" и т. п.

    "В традиционной психологии индивид извлекается из биологического вида "человек", личность — из общества, индивидуальность — из человеческого рода". Затем он приставляется к виду, личность возвращается в общество, через индивидуальность сокращается возникший разрыв между биологическим и социальным мирами. Но эти попытки редко удаются.

    В случае если человек рассматривается как "элемент" широких порождающих систем, то открывается возможность использования методологии системного подхода.

    Системная методология анализа развития человека включает следующие положения о человеке:

     Материал взят из книги: Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.

    ✓ человек выступает как "элемент" различных систем, в которых он приобретает и выражает присущие этим системам различные качества;

    ✓ человек может быть изучен и понят при обязательном условии анализа истории и эволюции порождающих его различных физических, биологических и социальных систем;

    ✓ необходимым моментом понимания человека является анализ целевой детерминации различных систем, в том числе исследования зарождения, развития и функционирования целеустремленных систем (так называемый объективный телеологический подход);

    ✓ системная методология как задачу исследования выделяет вопрос о необходимости возникновения феномена личности, о том, "для чего нужна личность" в процессе развития природы и общества;

    ✓ системный анализ неизбежно обращается к поиску тех "оснований" систем, посредством которых происходит взаимодействие человека с природой, обществом и самим собой. Рассматривая человека как "элемент" системы, нужно указывать систему, в которой он рассматривается, и задачи, которые необходимо решить. Асмолов считает бессмысленными попытки дать характеристику человека в психологии лишь в качестве:

    ✓ организма;

    ✓ индивида;

    ✓ личности без указаний той системы, к которой он принадлежит.

    2. Асмолов рассматривает человека как:

    биоэнергетический элемент биосферы;

    организм;

    индивид в системе вида;

    личность в системе общества.

    Одной из самых широких систем, осуществляющих жизнь человека, является биосфера. Главная характеристика биосферы как системы — это описание биосферы как сферы, в которой развертываются биоэнергетические процессы и обмен веществ вследствие деятельности жизни. Биоэнергетические процессы и обмен веществ в ходе жизни — системообразующее основание биосферы как системы. Эта система, в свою очередь, входит в систему солнечной галактики и зависит во многом от изменений солнечной активности.

    Системное видение человека как биоэнергетического существа в биосфере приводит не только к рождению новых наук, но и к изменению "технологии" обращения с человеком. Еще одна особенность системного видения человека, противоположная практике антропоцентризма: чтобы вылечить человека, необходимо преобразовать ту систему, которая приводит к возникновению болезни, изменить мир человека.

    Биоэнергетические качества человека, роднящие его с проявлениями любой другой жизни на Земле, относятся к тем его природным качествам, которые становятся предметом исследования при изучении человека в системе биосферы.

    Организм — это относительно самостоятельный элемент этих систем, обеспечивающий свое существование благодаря приспособлению к условиям жизни данных популяций. Функционально- структурные особенности организма проявляются, например:

    ✓ в общности генетического кода;

    ✓ интеграции различных подсистем, входящих в состав организма. Индивид — это целостное генотипическое образование, которое в ходе индивидуальной жизни реализует историю своего вида.

    Системообразующим основанием биологического вида "человек" является специфичный для этого вида образ жизнедеятельности. Структурно-функциональные качества биологического индивида присущи ему как "элементу" в системе вида, являются его собственными свойствами, неотделимы от него самого.

    Человек как "элемент" в системе общества становится носителем совокупности социальных системных качеств. Тогда он становится личностью в системе общества. Социальные системные качества человека как "элемента" общества принципиально отличаются от его природных качеств. В социальной системе любые объекты (и сам человек) начинают подчиняться и природным, и общественно-историческим закономерностям. Среди системных качеств "очеловеченной" природы выделяются:

    утшитарные функциональные качества предметов;

    сверхчувствительные системные качества.

    Утилитарные функциональные качества воплощаются в переделываемых человеком объектах природы. Так, изготавливая стол, человек меняет форму дерева, и изменившийся материал приобретает функциональное социальное качество — "быть столом", полезной вещью для представителей данной культуры.

    Сверхчувственными системными качествами могут стать носителями интегральных системных качеств, которые утрачивают связь с природным материалом. Так, например, шляпа неожиданно может превратиться в "знак", в "улику" (в "Преступлении и наказании" Достоевского). Объект приобретает системное интегральное качество в ситуации жизненной драмы, став "знаком" преступления.

    Сверхчувственными системными качествами обладает личность человека в системе социальных отношений. Сущность человека в социальной системе лежит вне его как биологического индивида, и поэтому даже самые изощренные методы естественных наук не могут уловить разные "социальные ипостаси личности".

    Системно-исторический аспект отражает конкретно-историческую специфику общественных явлений.

    3. Выступая как "элемент" системы, личность вместе с тем является таким особым ''элементом", который при определенных исторических обстоятельствах может вместить в себя систему и привести к ее изменению. Возникает парадокс, который относится к парадоксам системного мышления: "элемент в системе " и "система в элементе ".

    Личность человека, как бы она ни была мала по своим физическим размерам, вмещает в себя вселенную. Человек как элемент системы может вмещать в себя саму систему. Этот парадокс системного мышления пока остается неразрешимым.

    Возможный выход из этой парадоксальной ситуации позволяет наметить заманчивая аналогия между личностью и микроскопической частицей — фридмоном.

    По аналогии с гипотезой М.А. Маркова можно предположить, что в процессе развития личности происходит как бы свертывание пространства социальных отношений в пространстве личности, своеобразная упаковка с изменением размерности большого мира в малом мире. Подобное предположение позволяет по-иному взглянуть на ряд психологических эффектов, возникающих при приобщении личности к общественно- историческому опыту человечества, "вращивании" (Л.С. Выготский) социальных миров.


    Please publish modules in offcanvas position.