Вопрос 33. Асмолов о личности и ее развитии
1. Феноменология личности |
2. Итоговые методологические положения |
1. А.Г. Асмолов рассматривает следующие аспекты в многообразии феноменол огии л ичност и:
✓ внешние характеристики человека, в связи с которыми накоплено немало наблюдений в повседневной жизни:
. люди маленького роста обычно ходят большими шагами;
• полные люди чаше худощавых являются счастливыми обладателями покладистого характера;
. цвет кожи в определенных общественно-исторических условиях оказывает роковое влияние на весь жизненный путь человека;
✓ прошлый опыт. Человек, лишившийся прошлого опыта, утрачивает ориентацию в пространстве и времени, теряет свое "имя", лишается в известном смысле образа своего "Я";
✓ мотивация. Влечения, потребности, установки, стремления и желания человека определяют избирательность восприятия и мышления, пристрастность процесса познания мира, давая о себе знать, когда их влияние на действительность становится слишком заметным. Но представление о личности лишь с точки зрения мотивации превращается в по-разному сконструированную модель нужд человека, а сама личность сводится исключительно к сумме нужд, потребностей и влечений;
✓ цели и ценности. "Каждый человек стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет", — заметил Марк Аврелий. Ценности, ради которых живет человек, цели, к которым он стремится, действительно входят в пространство феноменов психологии личности. Ценность определяет выбор поступка личности, но что определяет выбор ценности? Анализ самих по себе целей и ценностей, их влияние на жизнь человека оставляют и этот вопрос без ответа;
✓ язык и речь. Язык во многом определяет восприятие мира. Связь языка с личностью столь органична, что в лингвистике вводятся и развиваются представления о "языковой личности". Не случайно в языке многие исследователи пытались увидеть самое существенное отличие человека от животных. Сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей меры нашего сознания, которая охватывает наше влечение и по-
требности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции. За мыслью стоит аффективная и волевая тенденция. Только она может дать ответ на последнее "почему?" в анализе мышления. Нет однозначного решения вопроса о месте языка в жизни личности;
✓ черты характера. Анализ черт личности необходим для ее изучения, но при статистической обработке различных дескрипторов (описателей) при диагностике личности не следует забывать, что источник этого набора черт — самоописание или внешнее наблюдение, на основе которых построить верный портрет личности, прогнозировать ее действия и поступки представляется невозможным;
✓ социальные роли. Каждая из социальных ролей связана с определенной функцией, выполняемой человеком. Вопрос о месте этой реальности в спектре феноменов личности вновь наталкивается на барьер незнания системы координат исследования личности в человекознании;
✓ поведение. Изучение разных проявлений поведения человека, его поступков в тех или иных ситуациях нравственного выбора представляется верным и избирается психологами самых различных течений;
✓ самосознание. Иногда в психологии личность определяют как человека, наделенного сознанием. Сознание, а тем более самосознание человека, осознание им своего "Я" — существеннейшие проявления личности. Факты проявления поведения — от реакций до деяний личности — вне обшей системы представлений о человеке столь же неопределенны и многозначны, как и любые описанные ранее феномены;
✓ талант и творчество. Порой между "личностью" и "талантом" ставится знак тождества. Это приводит к "одномерной" характеристике личности.
2. Несколько методологических положений, которыми Асмолов подводит итог:
✓ во многом по вышеуказанной причине психология личности оказалась расчлененной на психологию мотивации, психологию эмоций, психологию воли, психологию индивидуальных различий, которые часто исследуются и преподаются независимо друг от друга. Кроме того, разные проявления личности в зависимости от позиции исследователя принимаются за основной материал, из которого строится психология личности;
✓ от методологической установки ученого вообще зависит признание того, что существует некоторое явление как факт или же оно mod воображения самого исследователя;
✓ то, что является бесспорным фактом и объектом многочисленных исследований для одних теорий личности, с порога отбрасывается представителями других подходов. Именно поэтому перечисленные явления и факты иллюстрируют многогранность проявлений феноменологии личности и заставляют обратиться к вопросу, как изучать личность в психологии;
✓ вопрос же о том, как, каким путем изучать личность в психологии, — вопрос о методе в первоначальном значении этого слова, методе как пути познания. Решение этого вопроса лежит в сфере изучения возможностей приложения разных уровней методологии к психологии личности.