Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 19. "Клеточка" психического в трудах С.Л. Рубинштейна

    Содержание материала

    Вопрос 19. "Клеточка" психического в трудах С.Л. Рубинштейна

    1. Построение общепсихологической теории С.Л. Рубинштейна

    2. Несоответствие концепции С.Л. Рубинштейна диалектике. Содержательная характеристика "клеточки г Р Эйнштейна


    1.  С.Л. Рубинштейн изначально подходил к построению общепсихологической теории с позиций диалектического материализма: "Нужно прежде всего найти ту "клеточку", или "ячейку", в которой можно вскрыть зачатки всех элементов психологии в их единстве", — писал он, размышляя о многообразии психических явлений.

    По мнению СЛ. Рубинштейна, "клеточка" (ячейка) психики:

    это психофизическое единство, в которое заключены основные моменты психики в их реальных взаимосвязях, обусловленных конкретными материальными обстоятельствами и взаимоотношениями индивида с окружающим его миром;

    ✓ продукт развития, и на различных ступенях развития сама она изменяется, приобретая содержание и структуру.

         Схема развития психики, по С.Л. Рубинштейну, в общих чертах выглядит следующим образом: психика развивается, а вместе с ней развивается "клеточка".

    Подобное положение не вполне соответствует диалектике,

    где "клеточка" рассматривается как простое начало, из которого развивается все многообразие проявлений системы (например, психики). Данный аспект порождения "клеточкой" всех элементов системы упущен в концепции С.Л. Рубинштейна. Это очевидно при рассмотрении содержательной характеристики "клеточки" Рубинштейна, которая представляет собой действие (тропизм, рефлекс, поступок). По Рубинштейну, если признать за "клеточкой" как единицей анализа психики действие, то можно вскрыть зачатки всех элементов психологии. Действие, по Рубинштейну, имеет связь:

    с мотивацией — исходит из тех или иных побуждений;

    мышлением;

    ✓ психическими образованиями. Различные психические процессы проявляются в действии или являются его необходимыми ус-

    ловиями. Но связь между действием и прочими психическими образованиями чисто внешняя, другие психические образования предполагаются существующими до действия и независимо от него. В своих поздних работах СЛ. Рубинштейн выбирает другую единицу анализа — целостный акт отражения объекта субъектом. Но рассмотрение характеристик этой единицы — дело будущего.


    Please publish modules in offcanvas position.