Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 7. Методологический фальсификационизм Карла Поппера

    Содержание материала

    Вопрос 7. Методологический фальсификационизм Карла Поппера

    1. Три точки зрения на научное познание

    2. Три мира Поппера

    3. О протокольных предложениях Принцип фальсификации. Демаркация

    4. Фаллибилизм Принцип простоты


    1. С именем Карла Поппера связано само появление нового направления в философии науки — постпозитивизма, возникшего как критика неопозитивизма.

    Поппер выделяет три концепции науки, присущие различным мыслителям прошлого и настоящего:

    ✓ эссенциализм;

    ✓ инструментализм;

    ✓ собственная точка зрения Поппера.

    Эссенциализм (от "сущность") предполагает, что в науке нужно стремиться к окончательному объяснению сущности. Его типичным представителем является Галилей. Три тезиса Галилея:

    ✓ теория должна стремиться к истине;

    ✓ истина достижима;

    ✓ теория должна постигать "сущности" явлений.

    Эссенциализм, по мнению Поппера, опасен тем, что вера в "сущности" может препятствовать плодотворному познанию.

    Инструментализм полагает, что любая теория — только инструмент, который помогает связывать ощущения между собой. Поппер считает, что так рассуждать, как это делали Мах, Беркли, тоже неверно. Нельзя как Беркли вовсе отвергать не- воспринимаемые вещи.

    Точка зрения Поппера критикует крайности как эссенциализма, так и инструментализма. Теории недостоверны не по построению, а по невозможности полной, исчерпывающей проверки. Для инструменталистов в чистом виде критерия истинности быть не может (инструмент не бывает истинным или неистинным, а только полезным или нет). Инструментализм не дает понятия о прогрессе мышления.

    2.  Поппер выделяет три мира:

    первый — физических объектов:

    второй — психический (состояний сознания субъекта);

    третий — объективного знания, не зависящий от субъекта. Это теории, научные проблемы. Они не сводимы ко второму миру (со смертью ученого его знание не уничтожается, а продолжает жить в третьем мире). Третий мир — продукт нашего сознания, но он не оказывает на нас сильного обратного воздействия. Поппер спасает свою теорию от субъективизма, вводя концепцию объективного знания.

    3.   Поппер считает, что концепция протокольных предложений несостоятельна: факты всегда теоретически нагружены. Ученый, смотря па стрелку вольтметра, все равно видит не отметку 5, а 5 вольт, т. е. он интерпретирует, осмысливает свои зрительные ощущения даже на этом этапе.

    Поппер отказывается от принципа верификации, заменяя его принципом фальсификации, т. е. принципом опровержения.

    Невозможно проверить все следствия теории, а потому ее никогда нельзя верифицировать: вот в чем, по Попперу, ошибка неопозитивистов. Если же хоть одно следствие не верно, то не верна и вся теория.

    На основе принципа фальсификации Поппер осуществляет демаркацию — разграничение научного и ненаучного знания.

    Научными являются только фальсифицируемые теории. Примеры Поппера:

    ✓  теория относительности Эйнштейна фальсифицируема, так как можно поставить эксперимент, который ее в силах опровергнуть (например, это отклонение лучей света в гравитационном поле Солнца, что противоречит теории Эйнштейна);

    ✓  теория Маркса — также может быть опровергнута на практике.

    4. Фаллибилизм — это положение о том, что любое научное знание принципиально подвержено ошибкам (от англ. fallible — подверженный ошибкам, погрешимый). По мнению Поппера, нет критерия истинности, есть критерий неистинности. Всякая теория ошибочна и работает, пока ее не опровергли. Принцип простоты у Поппера сводим к фальсифицируемости, так как в каждой философии науки простота теории является ее достоинством. Чем легче эксперимент, который может опровергнуть теорию, тем она более простая. Сам Поппер приводит следующие примеры.

    ✓  эвклидова геометрия проще неэвклидовой — для опровержения первой достаточно доказать, что сумма углов в треугольнике не равна 180 градусам;

    ✓  физика Ньютона более простая, чем физика Аристотеля — Аристотель говорил, что в космосе законы иные, чем на Земле; Ньютон — что те же. То есть, чтобы опровергнуть Ньютона, достаточно рассмотреть падение яблока, а не лететь в космос.


    Please publish modules in offcanvas position.