Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 44. Принцип системности в трудах известных ученых

    Содержание материала

    Вопрос 44. Принцип системности в трудах известных ученых

    1. Представления Ч. Дарвина

    2. Концепция К. Бернара

    3. Открытия И. Сеченова

    4. Вклад в науку И. Павлова

    5. Положения Л. Выготского о психологических системах


    1.  В XX е. коренным образом меняется весь строй представлений об организме, его эволюции, его саморегуляции и взаимоотношениях со средой. Новый системный стиль мышления обязан своим возникновением: Ч. Дарвину; К. Бернару; И. Сеченову; И. Павлову; JL Выготскому.

    Ч. Дарвин как естествоиспытатель: выделил сочетание двух принципов:

    •    определяющей роли среды;

    •    борьбы живых существ за выживание в этой среде;

    ✓ по-новому интерпретировал отношение организм — среда, убрав знак равенства. Акцент ставился на активность организма;

    ✓ объяснил реальную целесообразность живого, наделяя организм изначально заложенной в нем целью и слепым механизмом естественного отбора.

    2.  К. Бернар, унаследовав идеи Дарвина, выдвинул концепцию о двух средах:

    ✓ внешней;

    ✓ внутренней.

    К внешней (физической) среде организмы приспосабливаются.

    Внутренняя среда присуща самому организму, она сохраняется в борьбе за выживание и состоит из всех элементов неживой природы: плазмы и крови (потом добавилась межклеточная жидкость).

    Бернар поставил вопрос о постоянстве внутренней среды и его механизмах, но не дал точных ответов на этот вопрос.

    3.  И. Сеченов перевел понятие о бессознательном на язык рефлекторной теории. Он ввел теорию нейрорегуляции поведения

    вместо идеи о разрозненных рефлекторных дугах.

    Исходным моментом всего рефлекторного акта у Сеченова было различие свойств среды, ориентировка в ней. Раздражителем выступал некий гибрид, состоящий из элементов физического мира и особой функции быть носителем сигнала в среде.

    Поведение у Сеченова выступало как единый процесс, координирующийся нервными центрами.

    Другое важное открытие — нейрофизиологическое торможение,

    которое сопряжено с возбуждением. Благодаря этому открытию стало возможным понять единый нервно-мышечный акт, имеющий свое биологическое основание. Вместо рефлекторной дуги утверждался принцип кольца (затем похожие положения появились в учении Гельмгольца).

    4.  И. Павлов ориентировался на принцип уравновешивания организма со средой, т. е. расширил понятие гомеостаза, введенное Бернаром. Конфликт между организмом и средой объяснял в физиологических терминах. Главным достижением Павлова с точки зрения введения принципа системности является идея о двух сигнальных системах, имеющих корреляты в виде умственных образов среды. Павлов создал язык, могущий соединить две области — биологическую и психическую жизнь организма.

    5.  Л. Выготский пытался понять сознание как систему.

    ✓ имеющую собственное строение;

    ✓ возникающую из предсознательных психических форм.

    Психологическая система Выготского выступала как связь с объектами внешнего мира и с нейрофизиологическим аппаратом.

    Положения Выготского о психологических системах.

    ✓ это сложные связи, возникающие между отдельными функциями в процессе развития и распадающиеся при патологии. В процессе развития человека происходит изменение отношений

    как внутри психологических систем, так и между ними (например, благодаря взаимодействию мышления и памяти формируется логическая память);

    ✓  не заданы изначально в определенных структурах мозга, им соответствуют функциональные органы — новые нервные связи, образовавшиеся в мозгу под влиянием социальных отношений;

    ✓  проходят в своем образовании три этапа:

    •     интерпсихологический (мне говорят);

    •     экстрапсихологический (говорю себе);

    •     и 11 грапсихологический (связь в мозгу).

    По мнению Л.С. Выготского, психологические системы и их судьбы — это альфа и омега психологических исследований.


    Please publish modules in offcanvas position.