Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 27. Категория действия

    Содержание материала

    Вопрос 27. Категория действия

    1. Понятие действия

    2. Эволюция действия в философии и психологии

    3. Понятие активности


    1. Действие — особый компонент, включенный в любую структуру психической организации живых существ.

    Отечественный психолог В.П. Зинченко дает такую характеристику понятия "деятельность'-'.

    ✓ это произвольный акт, акция, процесс, подчиненный представлению о результате, образу будущего, т. е. процесс, подчиненный осознаваемой (сознательной) цели;

    ✓  виртуальный механизм, данный внешнему наблюдателю лишь в исполнении;

    ✓  как поступок есть истинное бытие человека;

    ✓  может быть относительно самостоятельным или входить в качестве компонента в более широкие структуры деятельности. Действие само может выступать как внешний предмет для усваивающего его субъекта.

    Носитель действия способен проигрывать его во внутреннем плане, мысленно совершать действие. Формированию действия предшествует или происходит наряду с ним формирование образа ситуации и образа действия, которые должны быть в ней выпол-

    пены. При осуществлении действия происходит декомпозиция регулирующего образа и композиция действия. Последняя приводит к уточнению образа. В осуществлении действия участвуют (со сдвигом по фазе) две формы чувствительности:

    к ситуации;

    исполнению.

    Их наличие обеспечивает возможность оперативной перестройки действия по ходу его исполнения. Сказанное не относится к сверхбыстрым, баллистическим действиям.

    2. В эволюции категории действия можно выделить следующие основные пункт ы]:

    Аристотель первым создал целостную теорию психики как особой формы жизнедеятельности. Основные достижения Аристотеля в этом вопросе.

    . выделил такой важнейший признак действия, как его предметность. В случае чувственного восприятия его объектом является внешнее материальное тело, образ которого фиксируется органом ощущения. Источником и носителем сенсомоторного действия является сам организм;

    •     в случае действия умственного субъект, объект и само действие являются доступными для объективного изучения;

    Декарт открыл рефлекторную природу поведения. Это открытие повлекло за собой причинную трехуровневую модель действия как адекватной реакции организма на раздражитель, что позволяло организму сохранить свою целостность. Эта рефлекторная модель:

    •     утвердила зависимость действий организма от объективных факторов;

    . стала прообразом принципа непроизвольных движений;

    •     завоевала умы мыслителей и стала центром споров о детерминации и регуляции действия;

    Брентано рассматривал действия как проявление имманентной активности сознания. В его концепции была идея о направленности на сосуществующий в психическом плане предмет, без которого сам акт невозможен. Это по сути идея предметности действия, только действия в рамках внутреннего восприятия особого психического ряда;

    в XIX в. большинство учений и теорий носило дуалистический характер. Это отразилось и на категории действия. В середине XIX в. сформировались три типа объяснения действия:

    . самостоятельные, регулируемые в сознании внутренним образом и направляемые волевым усилием;

    •     возникшие в силу ассоциативного сплетения из компонентов, заданных предшествующим опытом;

    •     непроизвольные реакции организма, возникающие вне контроля сознания и обусловленные не прежним опытом, а устройством нервной системы;

    Сеченов искал объяснение внутренних психических действий в сфере действий реальных, вырабатываемых в процессе адаптации организма к условиям внешней среды. Прежние внешние действия преобразуются во внутренние, значит, все внутренние операции были когда-то внешними. Этот механизм получил имя интериоризации (переход из внешнего во внутренний план).

    3. Активность — деятельностное состояние живых существ как условие их существования в мире. Живое существо содержит в себе источник своего движения, и этот источник воспроизводится в ходе движения. Когда говорят о воспроизводимости себя, о причине самого себя, имеют в виду "быть субъектом". Ставя вопрос об активности человека, ученые поднимают три вопроса:

    ради чего проявляется активность — вопрос о мотивационной основе активности;

    в каком направлении возникает активность — вопрос о целевой основе активности;

    с помощью каких психологических механизмов реализуется активность — вопрос об ее инструментальной основе.

    К мотиваиионным основам активности относятся:

    различные интерпретации субъективности человека - человек имеет множество "Я". Разновидности субъекта активности'.

    •     субъективное "Я" человека: "Я делаю что-то для самого себя";

    •     субъект активности — это "Я другого во мне";

    •     субъект активности ни с кем не отождествим — он надиндиви- дуален. Он выражает собой "человеческое в человеке": совесть, разум, свободу, добро, честь, красоту. Индивидуальное "Я" слито с "Я" других;

    лом индивида — "не Я" (в психоанализе "Оно"). "Не Я" является чисто природным началом, хотя не состоит только из биологического. Сюда относятся альтруизм, творчество, религиозность; потребности, которые "как внутренние сущностные силы организма побуждают его к осуществлению качественно определенных форм активности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода".

    Цели активности ориентированы вовне; в них предвосхищен результат, который должен существовать объективно. Цели субъективны по форме, но объективны по своему содержанию.

    Различают цели:

    конечную — ее достижение равнозначно удовлетворению потребности. Иногда ее осуществление происходит в идеальном плане;

    промежуточную — намечается в качестве условия достижения цели конечной.

    Особенности инструментальной основы активности характеризуются следующими положениями:

    ✓ процесс осуществления деятельности предполагает использование человеком определенных средств в виде различных приспособлений. К категории таких средств относятся также и органы человека. Все операции, осуществляемые вовне, в конце концов, связаны с двигательной активностью самого индивида;

    ✓ в некоторых психологических концепциях овладение "инструментарием" означает процесс социализации — превращения человека из природного существа в существо социальное;

    ✓ инструментальная основа деятельности — совокупность представлений об использовании орудий (инструментов в широком смысле). По-другому это называется компетентностью;

    знания как часть инструментальной основы активности связаны с навыками;

    навыки — это освоенные до степени автоматизма способы употребления орудий, внешних или внутренних (органов своего тела). Навыки характеризуют действие изнутри. Для них специфично то, что они реализуются вне поля активного внимания, человек действует "машинально".

    Все внутренние образующие активности (мотивационная, целевая, инструментальная основы) представляют собой связное целое. Они вместе с внешним проявлением активности образуют систему. Многообразие между составляющими активности исследуется в экспериментальной психологии.


    Please publish modules in offcanvas position.