Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 11. Основные идеи и положения диалектического материализма

    Содержание материала

    Вопрос 11. Основные идеи и положения диалектического материализма

    1. Диалектический материализм и диалектика

    2. Основной вопрос философии

    3. Законы диалектического развития

    4. Гносеологические взгляды Маркса и Энгельса


    1. К. Маркс и Ф. Энгельс известны как создатели диалектического материализма, идейным источником которого послужили философские системы:

    Гегеля— наиболее ценным в данной философии Маркс и Энгельс сочли диалектический метод. Но, будучи идеалистом, Гегель, по мнению этих философов, все "поставил с ног на голову": для него человеческие мысли были не отражением действительных вещей и процессов, а, наоборот, вещи и процессы являлись лишь воплощением абсолютной идеи;

    Фейербаха— оказала большое влияние на Маркса и Энгельса, но, по их мнению, критикуя Гегеля, Фейербах "выплеснул

    вместе с грязной водой и ребенка": не усмотрел в его философии рационального зерна — диалектики.

    Диалектика — учение о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления (не рассматривающее особенности каждого специального процесса).

    Принцип атрибутивности движения материи — движение есть форма существования материи, ее неотъемлемое свойство. Объективной формой существования материи являются:

    пространство;

    время.

    С точки зрения диалектического материализма (в отличие от метафизики) мир представляется находящимся в непрерывном развитии и самоизменении. Поэтому онтология диалектического материализма не может быть ничем иным как наукой о развитии. По определению Ф. Энгельса, диалектика есть наука "об общих законах движения как внешнего мира, так и человеческого мышления". Диалектика выступает как:

    логика — изучает законы и формы движения мышления к новым результатам;

    теория познания, методология науки ~ открывает всеобщий метод научного познания — метод восхождения от абстрактного к конкретному.

    2.  Маркс и Энгельс основной вопрос философии об отношении сознания к бытию решают с материалистических позиций: в мире существует материя и ничего, кроме материи. Материя первична, сознание вторично — "бытие определяет сознание".

    3.  Законы диалектического развития формулируются так:

    борьба и единство противоположностей. Движение, по мнению Энгельса, уже само по себе есть противоречие. Постоянное возникновение и снятие противоречия и есть движение. "Метафизически мыслящий рассудок не в состоянии перейти от идеи покоя к идее движения", — писал Энгельс в "Анти-Дюринг";

    переход количественных изменений в качественные — согласно данному закону изменение качества объекта происходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Энгельс приводит примеры выполнения закона.

    •     изменение агрегатных состояний воды при нагревании;

    •     гомологические ряды соединений углерода;

    отрицание отрицания — согласно этом) утверждению развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из стадий".

    •     исходное состояние объекта;

    •     его превращение в свою противоположность (отрицание);

    •     превращение этой противоположности в свою противоположность, т. е. возвращение в исходное состояние, но на более высоком уровне.

    Развитие идет как бы по спирали. Например, развитие философского мышления: в античной философии присутствовал стихийный материализм. В ходе развития старый материализм подвергся отрицанию со стороны идеализма. Но в дальнейшем развитии философии идеализм тоже оказался несостоятельным и подвергся отрицанию со стороны современного материализма. Современный материализм — отрицание отрицания — представляет собой не простое восстановление старого материализма, ибо к непреходящим основам последнего он присоединяет еще все идейное содержание двухтысячелетнего развития философии и естествознания, как и самой этой двухты- сячелетней истории. Это вообще уже больше не философия, а просто мировоззрение, которое должно найти себе подтверждение и проявить себя не в некоей особой науке наук, а в реальных науках.

    Для каждого вида предметов, как и для каждого вида представлений и понятий, существует свой особый вид отрицания, предполагающий дальнейшее развитие.


    Please publish modules in offcanvas position.