Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 32. Асмолов и Петровский о становлении личности

    Содержание материала

    Вопрос 32. Асмолов и Петровский о становлении личности

    1. Направления в психологии

    2. Три фазы становления личности

    3. Особенности прохождения фаз

    4. Подростковый возраст и ранняя юность


    1. Л. Г. Асмолов и Л. В. Петровский выделяют направления в психологии. рассматривающие в личности отдельные грани:

    биогенетическое — в рамках данного направления находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами, например.

    •     задатки;

    •     темперамент;

    •     биологический возраст;

    . пол;

    •     тип телосложения;

    •     нейродинамические свойства нервной системы;

    •     органические побуждения;

    •     влечения;

    . потребности и др.;

    социогенетическое — представители разных течений соииогене- тической ориентации изучают'.

    . процессы социализации человека, которые разрабатываются главным образом в социологии и социальной психологии, этнопсихологии, истории психологии;

    . освоение человеком социальных норм и ролей, приобретение социальных установок и ценностных ориентаций;

    •     формирование социального и национального характера человека;

    персоногенетическое — в центре внимания ст оят следующие проблемы:

    . активность;

    •     самосознание и творчество личности;

    •     формирование человеческого "Я";

    •     борьба мотивов;

    •     воспитание индивидуального характера и способностей;

    •     самореализация и личностный выбор;

    •     поиск смысла жизни.

    Асмолов и Петровский в разных направлениях психологии выделяют метафизическую схему детерминации личности, которая проявляется в обособлении биогенетического, социогене- тического и персоногенетического. Данная схема включает влияние двух факторов".

    ✓  среды;

    ✓  наследственности.

    2.  Развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он проходит три фазы своего становления в ней как личность".

    ✓  адаптация — предполагает усвоение".

    •    действующих ценностей и норм;

    •     соответствующих средств и форм деятельности;

    ✓  индивидуализация — порождается обостряющимися противоречиями между.

    •     необходимостью "быть таким, как все"',

    •     стремлением личности к максимальной персонализации:

    ✓  интеграция — определяется противоречием между:

    . стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности;

    •     потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности.

    3.   Во время становления личности могут возникать следующие качества:

    ✓  когда индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него появляются:

    •     конформность;

    •     зависимость;

    •     робость;

    •     неуверенность;

    ✓  если на второй фазе развития индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию:

    •     негативизма;

    •     агрессивности;

    . подозрительности;

    . лживости;

    ✓  в случае если противоречие, заложенное в основе третьей фазы, не устранено, наступает дезинтеграция, последствия которой могут быть различны и проявляться:

    •     в изоляции личности;

    . ее вытеснении из общности;

    •    деградации с возвратом на более ранние стадии ее развития;

    ✓  при успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой группе у индивида формируются:

    . гуманность;

    •    доверие;

    . справедливость;

    •     требовательность к себе;

    •     уверенность в себе и т. п.

    В связи с тем, что ситуация адаптации, индивидуализации, интеграции при вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится, личностные новообразования закрепляются. Так складывается устойчивая структура личности.

    4. Особо значимым периодом в развитии личности является подростковый возраст и ранняя юность. Процесс развития выглядит так:

    для того чтобы осознать свои возможности и потребности перед лицом грядущих изменений в жизни, социальном статусе, личность начинает выделять себя в качестве объекта:

    •     самопознания. При этом потребность в самопознании (прежде всего в осознании своих морально-психологических качеств) не может быть отождествлена с уходом в мир внутренних переживаний;

    •     самовоспитания— оценивая окружающих, личность накапливает сведения, помогающие ей выработать самооценку, которая становится основой самовоспитания;

    ✓  возникновению стойких убеждений и идеалов способствует рост самосознания, связанный с формированием таких качеств личности, как:

    •     воля;

    •     моральные чувства.

    В случае если между уровнем потребностей личности и ее возможностями наблюдается существенное расхождение, возникают острые аффективные переживания.


    Please publish modules in offcanvas position.