Вопрос 32. Асмолов и Петровский о становлении личности
1. Направления в психологии |
2. Три фазы становления личности |
3. Особенности прохождения фаз |
4. Подростковый возраст и ранняя юность |
1. Л. Г. Асмолов и Л. В. Петровский выделяют направления в психологии. рассматривающие в личности отдельные грани:
✓ биогенетическое — в рамках данного направления находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами, например.
• задатки;
• темперамент;
• биологический возраст;
. пол;
• тип телосложения;
• нейродинамические свойства нервной системы;
• органические побуждения;
• влечения;
. потребности и др.;
✓ социогенетическое — представители разных течений соииогене- тической ориентации изучают'.
. процессы социализации человека, которые разрабатываются главным образом в социологии и социальной психологии, этнопсихологии, истории психологии;
. освоение человеком социальных норм и ролей, приобретение социальных установок и ценностных ориентаций;
• формирование социального и национального характера человека;
✓ персоногенетическое — в центре внимания ст оят следующие проблемы:
. активность;
• самосознание и творчество личности;
• формирование человеческого "Я";
• борьба мотивов;
• воспитание индивидуального характера и способностей;
• самореализация и личностный выбор;
• поиск смысла жизни.
Асмолов и Петровский в разных направлениях психологии выделяют метафизическую схему детерминации личности, которая проявляется в обособлении биогенетического, социогене- тического и персоногенетического. Данная схема включает влияние двух факторов".
✓ среды;
✓ наследственности.
2. Развитие личности может быть представлено как процесс и результат вхождения человека в новую социокультурную среду. Если индивид входит в относительно стабильную социальную общность, он проходит три фазы своего становления в ней как личность".
✓ адаптация — предполагает усвоение".
• действующих ценностей и норм;
• соответствующих средств и форм деятельности;
✓ индивидуализация — порождается обостряющимися противоречиями между.
• необходимостью "быть таким, как все"',
• стремлением личности к максимальной персонализации:
✓ интеграция — определяется противоречием между:
. стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в общности;
• потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют ее развитию и тем самым развитию его самого как личности.
3. Во время становления личности могут возникать следующие качества:
✓ когда индивиду не удается преодолеть трудности адаптационного периода, у него появляются:
• конформность;
• зависимость;
• робость;
• неуверенность;
✓ если на второй фазе развития индивид, предъявляя референтной для него группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не встречает взаимопонимания, то это может способствовать формированию:
• негативизма;
• агрессивности;
. подозрительности;
. лживости;
✓ в случае если противоречие, заложенное в основе третьей фазы, не устранено, наступает дезинтеграция, последствия которой могут быть различны и проявляться:
• в изоляции личности;
. ее вытеснении из общности;
• деградации с возвратом на более ранние стадии ее развития;
✓ при успешном прохождении фазы интеграции в высокоразвитой группе у индивида формируются:
. гуманность;
• доверие;
. справедливость;
• требовательность к себе;
• уверенность в себе и т. п.
В связи с тем, что ситуация адаптации, индивидуализации, интеграции при вхождении индивида в различные группы многократно воспроизводится, личностные новообразования закрепляются. Так складывается устойчивая структура личности.
4. Особо значимым периодом в развитии личности является подростковый возраст и ранняя юность. Процесс развития выглядит так:
для того чтобы осознать свои возможности и потребности перед лицом грядущих изменений в жизни, социальном статусе, личность начинает выделять себя в качестве объекта:
• самопознания. При этом потребность в самопознании (прежде всего в осознании своих морально-психологических качеств) не может быть отождествлена с уходом в мир внутренних переживаний;
• самовоспитания— оценивая окружающих, личность накапливает сведения, помогающие ей выработать самооценку, которая становится основой самовоспитания;
✓ возникновению стойких убеждений и идеалов способствует рост самосознания, связанный с формированием таких качеств личности, как:
• воля;
• моральные чувства.
В случае если между уровнем потребностей личности и ее возможностями наблюдается существенное расхождение, возникают острые аффективные переживания.