Вопрос 45. Принцип развития
1. Развитие как объяснительный принцип |
2. Исторические факты применения принципа в психологии |
1. Принцип развития в философии и психологии:
✓ внутренне связан с другими объяснительными принципами научного познантг.
• детерминизмом;
• системностью;
✓ предполагает то. что:
. явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин;
• изменения происходят закономерно;
• переходы от одних форм к другим не носят хаотического характера даже тогда, когда включают элементы случайности.
Под воздействием этих методологических установок складывались разные подходы к объяснению изменений, которые претерпевает психика.
Психика выступает в контексте общего хода развития жизни на Земле как один из его факторов. От самых простейших, зачаточных ее проявлений психика формируется как своего рода инструмент ориентации организма в среде, различения свойств среды с целью возможно более эффективной адаптации к ней посредством двигательной активности.
На различных ступенях великой эволюционной лестницы образ мира решительно изменяется, обеспечивая приспособление к расширяющим ся 11 ростра нственно- временным параметрам среды. Само же это приспособление реализуется усложняю-
щимися механизмами поведения — системой реальных действий, которая позволяет удовлетворить испытываемую организмом нужду (потребность) в сохранении стабильности своей внутренней среды.
Сохранение стабшчьности есть целостный акт, где нераздельно представлены три компонента: играющий сигнально- информационную роль когнитивный компонент (образ), который позволяет организовать поведенческий ответ (действие), на идущий извне вызов, и побуждение {мотив) как энергетический заряд. Эта трехсоставность любого психического феномена на всех уровнях жизнедеятельности позволяет говорить о целостной, развивающейся психосфере (термин Н.Н. Ланге).
Здесь при всех трансформациях выделяются общие для различных этапов, устойчивые, инвариантные свойства. И здесь ядром развития служит нераздельность образа — действия — мотива.
2. Проблема развития психики представляла собой краеугольный камень всей психологии первой трети XX столетия. Для разработки этой проблемы лейтмотивом явилось обращение к эволюционным идеям Ч. Дарвина.
И.М. Сеченов наметил задачу — исторически проследить развитие психических процессов в эволюции всего животного мира. Он считал, что исходным материалом для разработки психических фактов должны служить простейшие психические проявления у животных, а не у человека. Сравнительная психология очень важна, так как изучает переходные ступени от одной формы к другой.
А.Н. Северцов анализирует форму приспособления организма к среде, которую он именует способом приспособления посредством изменения поведения животных без изменения их организации.
Человек, как подчеркивает Северцов, является существом, приспособляющимся к любым условиям существования, создающим себе искусственную среду — среду культуры и цивилизации. С биологической точки зрения нет существа, обладающего большей способностью к приспособлению, а следовательно, большим количеством шансов на выживание в борьбе за существование, чем человек.
В трудах В.А. Вагнера эволюционный подход получил продолжение. Вагнер приступил к конкретной разработке сравнительной (или эволюционной) психологии на основе объективного изучения психической жизни животных.
Научный подход в истории проблемы развития психики характеризуется, по Вагнеру, столкновением двух противоположных школ:
✓ "монизм сверху"— данному направлению присуща идея о том, что в человеческой психике нет ничего, чего не было бы в психике животных. А так как изучение психических явлений вообще начиналось с человека, то весь животный мир был наделен сознанием, волею и разумом;
"монизм снизу"— решая вопросы психики человека, ученые определяли ее, наравне с психикой животного мира, мерою одноклеточных организмов.
Вагнер оказал огромное влияние на отечественного психолога — Л.С. Выготского. Выготский высказал следующие идеи о развитии человека:
✓ закон различий ритма развития, развитие ребенка имеет свой ритм, который не совпадает с ритмом времени. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве;
✓ развитие — это цепь не только количественных, но и качественных изменений. Ребенок — не просто маленький взрослый, который меньше знает и умеет, а существо с качественно отличной психикой (это отличие напоминает закон метаморфозы, или превращения, в животном мире). Например, куколка превращается в гусеницу, а та, в свою очередь, в бабочку;
✓ закон неравномерности развития психики — каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. Разные психические функции развиваются неравномерно, не- проп орционально;
✓ в процессы эволюции человека вплетены процессы инволюции (или обратного развития). То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Так, лепет является этапом развития речи ребенка, но с появлением речи он перестает выполнять свои функции;
✓ в развитии ребенка стабильные периоды сменяются кризисными периодами. Кризисы возникают на стыке двух возрастов; характеризуются отмиранием старого в психике и поведении ребенка и формированием качественно нового;
✓ для каждого возраста существует своя специфическая социальная ситуация развития, т. е. определенное соотношение условий социальной сферы и внутренних условий формирования личности.