Вопрос 12. Кризис в психологии. Кризис и практическая психология
1. Выготский о кризисе в психологии и его причинах |
2. Симптомы кризисного состояния(по А. В. Юревичу) |
3. Кризис и практическая психология |
1. Кризис в современной психологии является следствием разрыва теории и практики, возникновения противоречий в принципах разных направлений в психологии.
В качестве причины такого кризиса JI.C. Выготский называет отсутствие общепризнанной системы науки. Каждое изложение психологии у виднейших авторов построено по совершенно иной системе. Все основные понятия и категории толкуются по-разному. Кризис касается самых основ науки. Кризис разрушителен, но благотворен: в нем скрывается рост науки, обогащение ее, сила, а не бессилие или банкротство. Серьезность кризиса вызвана промежуточностью ее территории между социологией и биологией.
2. Симптомы кризисного состояния, по Юревичу, таковы'.
✓ отсутствие единой теории;
✓ разобщенность на психологические "империи", такие как ког- нитивизм, психоанализ, бихевиоризм и т. п., каждая из которых живет по своим собственным законам;
✓ отсутствие универсальных критериев добывания, верификации и адекватности знания;
✓ некумулятивность знания; объявление каждым новым психологическим направлением всей предшествующей ему психологии набором заблуждений и артефактов;
✓ раскол между исследовательской и практической психологией;
✓ расщепленность целостной личности на ведущие какое-то странное самостоятельное существование память, мышление, восприятие, внимание и другие психические функции;
✓ существование всевозможных "параллелизмов": психофизического, психофизиологического, психосоциатьного, которые психология осознает как неразрешимые по Т. Куну "головоломки";
✓ противоречие между накопленным огромным фактическим материалом и неразработанностью теории и методологии (А.Н. Леонтьев);
✓ раскол между "естественнонаучной" и "понимающей" ("объяснительной" и "описательной") психологией (Л.С. Выготский).
3. Связь кризиса и практической психологии отражены в следующих положениях.
✓ кризис теории психологии, наличие разнообразных направлений и школ приводят к большим затруднениям в практических исследованиях и приложениях психологии. Одни и те же экспериментальные факты в интерпретации различных теорий имеют противоположные трактовки. И это не способствует прогрессу науки;
✓ отсутствует единая теоретическая основа для деятельности практических психологов, когда она, безусловно, необходима (см. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса);
✓ как результат — ориентировка зарубежных психологических школ (бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, когнитивная психология и т. п.) на какую-то одну из сторон психологической реальности (поведение, гештальт, знания и т. п.);
✓ "человек как единая психологическая реальность оказывается множеством односторонних интерпретации и пониманий"1.