Вопрос 46. Культурно-исторический подход к изучению психики (по Л.С. Выготскому)
1. Положения культурно-исторической концепции |
2. Зона ближайшего развития |
3. Выготский о роли обучения |
4. Выготский о сознании |
5. Выготский о мышлении и речи |
1. Лев Семенович Выготский (1896—1934) — отечественный психолог, основоположник культурно-исторической концепции, концепции высших психических функций. Ниже приводятся основные положения культурно-исторической концепции-.
✓ человек выделился из животного мира благодаря использованию орудий труда:
✓ психологические орудия служат средством управления психики человека и лежат в основе произвольных психических функций:
• внимания;
• памяти;
• мышления;
• восприятия;
. произвольного действия и т. д.;
✓ непроизвольные психические функции Выготский называл натуральными, или низшими;
✓ произвольные (сознательные) психические функции были названы высшими. Высшие психические функции:
• имеют социальное происхождение;
• опосредованы знаками;
. осуществляются по желанию человека;
✓ в психологии действует закон высших психических функций, согласно которому высшие психические функции возникают как:
• функция интерпсихологическая, а затем как функция интрапси- хологическая;
• форма сотрудничества с другими людьми, а затем становятся индивидуальными:
✓ овладение знаками — средствами, или психологическими орудиями, — осуществляется в процессе интериоризаиии, который:
• означает превращение интерпсихологических отношений в ин- трап сихол огически е;
• начинается с воздействия взрослого на ребенка с помощью, выработанных в процессе исторического развития, культурных знаков-средств. Затем ребенок воздействует также на окру-
жаюший его мир (игрушки, животных, детей, взрослых). И только потом он овладевает собственной психикой, т. е. воздействует на себя.
Непослушание ребенка или его отставание в учебе — это результат не овладения им необходимыми для этого психологическими орудиями.
2. Зона ближайшего развития — понятие, впервые введенное Л.С. Выготским, которое:
✓ означает временное расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития;
✓ включает функции, еще не созревшие, но находящиеся в процессе созревания;
✓ характеризует умственное развитие на завтрашний день;
✓ определяется с помощью задач, решаемых ребенком под руководством взрослого. Если ребенок может решить трудную для него задачу, используя наводящие подсказки взрослого, то задача находилась в зоне ближайшего развития этого ребенка.
3. Выготский рассматривает обучение как движущую силу психического развития. Обучение подтягивает и ускоряет развитие.
Краеугольным камнем обучения ребенка является усвоение им научных понятий, которые подтягивают (развивают) и житейские понятия.
4. Сознание в трудах Выготского есть "переживание переживаний". Игнорируя проблему сознания, психология сама закрывает доступ к исследованию сколько-нибудь сложных проблем поведения человека.
В речи лежит источник социального поведения и сознания. В качестве единицы сознания Выготский рассматривал:
✓ первоначально — значение;
✓ позднее — смысл как переживание личностью своего мотиваци- онно-напряженного отношения к миру, созданного волевой задачей, на которой сосредоточена эта личность;
✓ в последний период своей научной деятельности — переживание как действительно динамическую, полную единицу сознания.
5. Мышление и речь в учении Выготского (>основные положенияЯ:
✓ единицей речевого мышления является внутренняя стороны слова — его значение;
✓ в дошкольном и младшем школьном возрасте мышление находится в функциональной зависимости от памяти, а в подростковом возрасте, наоборот, память становится функционально зависимой от мышления в понятиях;
✓ путь развития понятий у ребенка складывается из трех этапов'.
• "кучи"— на этом этапе слово сцепляет предметы, между которыми нет внутренней связи. Мотивы группировки коренятся в чувственной сфере ребенка. Сама группировка носит случайный характер. Это — мышление синкретами (слитными образами);
• "комплекса" — ребенок группирует предметы исходя из их объективных связей, но эти связи являются несущественными. Это — мышление в комплексах, или псевдопонятиях. Комплекс — это тень понятия;
• "понятия" — на данном этапе рождается мышление в понятиях — логически обобщенных умственных образах;
✓ за мыслью стоит аффективная и волевая тенденция. Только она может дать ответ на последнее "почему" в анализе мышления.