Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 14. Общая психология и роль аналитического метода в ее построении

    Содержание материала

    Вопрос 14. Общая психология и роль аналитического метода в ее построении

    1. Общая психология с позиции Л. С. Выготского

    2. Классическая психология и ее принципы

    3. Построение общепсихологической теории

    4. Метод анализа


    1. Общая психология, по мнению J1.C. Выготского, исследует наиболее общие закономерности психической реальности; "относится к теориям, законам, гипотезам, методам частных наук

    так, как частная наука относится к фактам действительности, которые она изучает"1. Обшая наука служит цели интеграции частных наук, так как выдвигает наиболее обшее понятие ("первичную абстракцию") и объяснительный принцип исследуемой реальности.

    Проанализировав психологию 20-х гг. XX века, Выготский подытожил: психология нуждается в согласовании разносортных фактов. С его точки зрения, ей необходимо'.

    ✓  привести в систему разрозненные законы;

    ✓  осмыслить и проверить результаты;

    ✓  прочистить методы и основные понятия;

    ✓  заложить фундаментальные принципы;

    ✓  свести начало и концы знания.

    Такая работа по замыслу Выготского могла быть проделана только обшей психологией. Сам Выготский считал себя истинным марксистом, а метод диалектики — единственно правильным. Единство, по его мнению, может быть достигнуто путем подчинения, путем иерархизации различных дисциплин в рамках одной науки. "Это единство определяет роль, смысл, значение каждой отдельной области, т. е. определяет не только содержание, но и способ объяснения, главнейшее обобщение, которое в развитии науки станет со временем объяснительным принципом".

    2. В начале XX в. в психологии появилось много новых научных концепций и теорий. Все многообразие и несовместимость этих течений и породили кризис в науке.

    Классическая психология изучала сознание человека, опираясь на следующие методологические принципы:

    ✓ разделение внешнего мира и внутреннего. Внешний мир — объективный, внутренний — субъективный;

    ✓  субъективный внутренний мир непосредственно открывается с помощью интроспекции, а значит, является подотчетным;

    ✓  отождествление психики с сознанием;

    ✓  психика формируется в результате индивидуального опыта;

    ✓  элементаризм — сложность сознания объясняется работой механизмов апперцепции и ассоциации;

    ✓  психика изучается теми же способами, что и естествознание.

    Jl.С. Выготский сделал вывод, что каждая из крупнейших психологических школ имеет тенденцию превратиться в общую психологию и подчинить себе все остальные направления. Каждая из них выдвинула свое представление о предмете психологии и свой объяснительный пришит: рефлексология — поведение и рефлекс;

    ✓ психоанализ — бессознательное и сексуальность;

    ✓ гештальтпсихология — гештальт и изначальная целостность и т. п. По мнению Л.С. Выготского, кризис психологии как науки состоит не в сосуществовании многих психологий, а в противостоянии двух типов науки — естественнонаучной (материалистической) и спиритуалистической.

    К похожим выводам пришел М.Г. Ярошевский на основе анализа истории психологии1. Им был выделен ряд категорий психического, являющихся "отражением наиболее общих свойств психической деятельности":

    образа — гештальт;

    мотива — психоанализ;

    действия — психология деятельности;

    отношения — французская социологическая школа;

    личности — экзистенциальная психология.

    Кризис психологических школ, по М.Г. Ярошевскому, обусловлен тем, что каждая из школ выбирала в качестве предмета исследования только одну из категорий и игнорировала остальные. Школы, "опиравшиеся на разные основания", тем самым не могли "понять" друг друга, ведь разные базовые категории означают построение разных предметов и способов интерпретации фактов.

    3. Для психологии остается актуальным вопрос о построении:

    ✓ общепсихологической теории;

    ✓ методологии;

    ✓ единого предмета;

    ✓ объяснительного принципа.

    Выготский дает лишь некоторые указания для формирования обшей науки, предлагая "вскрыть сущность данной области явлений, законов их изменения, качественную и количественную

    характеристику, их причинность создать свойственные им категории и понятия".

    Стать общей наукой может дисциплина, которая:

    относится к частными направлениям так, как те относятся к фактам действительности, которую изучают;

    выдвигает объяснительный принцип исходя из познания сущности данной области явлений, который обеспечит частным направлениям выход из методологического и теоретического тупика и поможет разрешить проблемы, оставаясь в рамках частной дисциплины разрешить которые невозможно;

    изначально ставит методологию "во главу угла".

    Только такая дисциплина может "рассчитывать" на то, что другие направления психологии признают ее верховенство.

    4. Метод анализа в естественных науках и в каузальной психологии состоит в изучении одного явления, типичного представителя целого ряда, и выведении отсюда положения обо всем ряде. Выготский подразумевал анализ частного случая. Задачей метода является проникновение в сущность явлений. Анализ предполагает совершение "мысленного и реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета (предметов) или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения)".


    Please publish modules in offcanvas position.