Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 35. Системная методология

    Содержание материала

    Вопрос 35. Системная методология

    1. Характеристика системного подхода. Этапы развития

    2. Система: понятие, свойства

    3. Системный подход и теории личности


    1. Системный подход — этот средство познания разнообразия явлений природы и общества. К нему обращаются исследователи, когда возникает задача синтеза различных знаний в целях создания целостной картины явления или процесса.

    По своему месту в иерархии уровней методологии науки системный подход выступает как связующее звено между философской методологией и методологией конкретных наук. Системный подход приобретает все большее значение среди общенаучных принципов познания мира.

    Важными этапами в развитии системного подхода стали. ✓ обшая теория систем известного австрийского биолога Людвига фон Берталанфи;

    различные системные исследования в контексте кибернетики и теории информации (Р.Л. Акофф, М.К. Мессарович, А. Раппопорт, У.Р. Эшби и др.);

    развивающиеся системы в отечественной науке (И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин);

    выделение системного подхода как особого рода метатеории и его причисление к разряду общенаучной методологии в середине XX в. (под влиянием общей теории систем Л. фон Берталанфи).

    2. Система — это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенную целостность, единство.

    Общие признаки системы в различных исследованиях следующие:

    целостность — данное свойство означает несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого;

    структурность — связи и отношения элементов системы упорядочиваются в структуру, которая и определяет поведение системы в целом;

    взаимосвязь системы со средой, которая может иметь характер: "закрытый" — не изменяющий среду и систему;

    • "открытый" — преобразующий среду и систему;

    иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, т. е. каждый компонент системы может быть одновременно и элементом (подсистемой) данной системы, и сам включать в себя другую систему;

    множественность описания — каждая система, являясь сложным объектом, в принципе не может быть сведена только к какой-то одной картине, одному отображению, что предполагает для полного описания системы сосуществование множества ее отображений.

    Выделяется и ряд более специфичных признаков системы, например.

    целеустремленность сложных технических, живых и социальных систем;

    самоорганизация этих систем, т. е. способность менять свою

    собственную структуру, и др.

    В своем развитии системный подход не только изменяет стратегию исследований в конкретных науках, но и сам развивается с опорой

    на те или иные фундаментальные исследования в биологии, экономике, социологии, этнологии, культурологии, психологии. Для психологии многие общие положения системного подхода вовсе не являются новыми. Они уже давно найдены и органично вписались в различные психологические концепции. Это, например. такие положения:

    ✓  идея о психических явлениях как целостностях, в контексте которых части неразрывно связываются друг с другом и приобретают новые, ранее им не присущие свойства (Вертхаймер);

    ✓  идея об объективной цели поведения человека и животных, превращающей поведение в целенаправленный целостный процесс (Толмен);

    ✓  принцип анализа психики "по единицам", т. е. анализ, сохраняющий свойства явлений как целого (Выготский);

    ✓  положение об установке как целостной модификации личности (Д.Н. Узнадзе);

    ✓  положение о единицах анализа целенаправленной деятельности как своего рода подсистем (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев).

    3. С особой ясностью системные идеи обнаруживаются в различных концепциях личности. История их появления такова:

    ✓  начиная с 20-х гг. XX в. термин "система " прочно обосновался в психологии — этому способствовало признание того, что:

    •     понимание личности достигается только при изучении человека как целостности:

    •     индивид взаимодействует с внешней средой;

    •     справедливо положение об иерархической уровневой структуре личности;

    ✓  в начале 30-х гг. XX в. организмические концепции личности (например концепция известного невролога и психолога К. Гольдштейна) пытались обосновать тезис о саморазвитии личности, целостного организма как системы. Разработка проблемы целостности личности в неклассической психологии выступала как антитеза раздробленности человека на отдельные "кирпичики", "элементы" в традиционной психологии;

    ✓  в 40-х гг. XX в. тенденция к системному рассмотрению человека в психологии личности стала более выраженной. Ведущий исследователь психологии личности Гордон Олпорт рассматривает личность как открытую, взаимодействующую с действительностью систему, тем самым, подчеркивая отличие своего

    понимания системы от концепции К. Гольдштейна (идея относительно автономного развития организма, его "закрытости"). Среди формальных параметров системы можно перечислить:

    ✓ целостность;

    ✓        структурность;

    ✓        взаимодействие со средой;

    ✓        иерархичность;

    ✓        саморазвитие.

    Если тексты различных известных исследователей по психологии личности просмотреть с точки зрения наличия в них идеи системы\ то в одном ряду оказались бы такие кониепиии:

    ✓ психоанализ;

    ✓ организмические теории;

    ✓ динамическая концепция личности Ленина;

    ✓ персонология Мюррея;

    ✓ теория самоактуализирующейся личности Маслоу;

    ✓ персоналистская концепция личности Олпорта и др.

    Общей чертой этих концепций является стремление представить личность как целостный объект, рассмотрение личности как системы, но все же они недостаточно эффективно выполняют методологическую функцию системного подхода:

    ✓ поиска новых путей познания сложных целостных объектов;

    ✓        постановки новых проблем исследования.

    А.Г. Асмолов указывает на то, что некоторые представители конкретных наук о природе, обществе и человеке (в том числе и психологии) не видят необходимости обращаться к методологии системного подхода. Системный подход подменяется общей теорией систем, которая ограничивается "моносистемным " видением действительности:

    ✓ биологи знают, что человек — целостный организм;

    ✓ психологи знают, что личность — целостная система;

    ✓        социологи знают, что общество — это система.

    Полисистемное знание рассматривает человека как элемент, который "живет одновременно многими мирами — миром семьи, миром этноса, миром класса, миром природы и общества". Такого рода системный подход расширяет границы специальных дисциплин и открывает новые возможности для развития человекознания.


    Please publish modules in offcanvas position.