Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 16. Проблема элементаризма

    Содержание материала

    Вопрос 16. Проблема элементаризма

    1. Эмпиризм и механицизм

    2. Ассоциативная психология

    3. Критика элементаризма


     Возникшая в XVI—XVII вв. молодая наука основывалась на философии эмпиризма.

    Основные характеристики эмпиризма таковы, объектом изучения выступают не "вечные" умопостигаемые истины, а реальный мир чувственно воспринимаемых, единичных вещей;

    цель науки — познать причинную связь природных явлений ради использования этих явлений для блага людей;

    ✓  один из основоположников эмпиризма Ф. Бэкон так говорил о назначении науки: "Речь идет не только о созерцательном благе, но поистине о достоянии и счастье человеческом и о всяческом могуществе и практике. Два человеческих стремления — к знанию и могуществу — поистине совпадают в одном и том же".

    Проблема единицы анализа психики в элементаризме получила следующее развитие:

    ✓  чувственно воспринимаемый мир рассматривается как реальность; наука хотела проникнуть в действительную сущность вещей, познать их такими, какими они являются сами по себе;

    ✓  эту реальность наука отражает в абстрактных понятиях. С позиций номинализма понятия — не более чем имена для группы предметов, упрощающие их запоминание, служащие для классификации данных чувственного опыта;

    ✓  в ходе дискуссий между сторонниками эмпиризма и рационализма представление эмпириков о целях и способах научного познания изменилось почти на противоположное. Как писал Ильенков, исследователи того времени обнаружили промежуточное звено — чувственность;

    ✓  научное познание попыталось преодолеть обман органов чувств, убрать из восприятия все иллюзорное, привнесенное субъектом познания;

    ✓ явления окружающего мира (т. е. их образы, полученные органами чувств) раскладывались на составляющие;

    ✓  механицизм (механистический материализм) признавал значение объективного качества явлений окружающего мира только за протяженностью, только за пространственно-временными характеристиками чувственно воспринимаемых вещей и явлений;

    ✓  было выдвинуто учение о двух категориях качеств образа:

    •     первичных — объективных;

    •     вторичных — не свойственных вещам самим по себе, но возникающих при их действии на органы чувств.

    Методолог науки Э.Г. Юдин выводит тезисы, согласно которым элементаризм:

    ✓  исходит из постулата об онтологической данности "последних" элементарных кирпичиков любого объекта;

    ✓  порождает определенное представление о структуре мироздания;

    ✓ нацелен на отыскание простейшего, далее не разложимого акта психики, природы;

    ✓ решает проблему изучения сложных объектов как проблему сведения сложного к простому, целого к части. Если исследователь не знал исходного атома, то это рассматривалось лишь как признак слабости, неразвитости познания. Такой тезис составил основание многих разновидностей механицизма и редукционизма в науке нового и новейшего времени. Элементаризм оказывал влияние на некоторые психологические идеи, заключавшиеся в следующем:

    ✓ все сложные объекты и явления есть закономерный результат механического взаимодействия простых составляющих — элементов, атомов. Представление о живом организме как о сложной машине, механическом соединении элементов, ярко выразил, например, Р. Декарт в своем труде "Страсти души";

    ✓ законы природы — это законы сочетания элементов;

    ✓ цель научного изучения объекта — расчленение (анализ) сложного объекта на простейшие элементы и раскрытие механизма связи этих элементов;

    ✓ задача познания — отыскать элементарную субстанцию, "ответственную" за специфику данной сферы реальности. Например, теплота — производное теплорода. Когда в физическое тело поступают частички теплорода — тело нагревается. Если теплород покидает тело, оно остывает;

    окружающий мир представляется статичным, механическим соединением элементов (образец того времени — физика Ньютона). Механицизм является односторонним методом познания, основанный на признании механической формы движения материи единственно объективной. Для механицизма характерно сведение:

    ✓ сложного — к простым элементам;

    ✓ целого — к сумме его частей.

    Механицизм и элементаризм стали методологическим фундаментом ассоциативной психологии.

    В. Вундт полагал, что "первою задачей всякой науки, исследующей факты, является указание элементов и затем — изыскание законов, по которым эти элементы сочетаются друг с другом".

    Задачи ассоциативной психологии:

    ✓ отыскать простейшие элементы сознания;

    ✓ определить механизмы, по которым эти элементы сочетаются в сознании.

    Другой представитель ассоцианизма А. Бэн писал об особой важности анализа в психологии, разложения явлений на элементы. Ассоциативная психология выделяла различные элементы сознания, например:

    ✓ ощущения;

    ✓ представления;

    ✓ чувствования и пр.

    Например, в психологии В. Вундта все сложные элементы сознания складываются из простых ощущений. Особенно ярко эта линия выразилась в структурализме Э. Титченера. Ассоциативная связь между элементами психики:

    ✓ возникает на основании чувственного опыта, вследствие взаимодействия субъекта и объекта, как отражение реальной связи вещей и явлений;

    ✓ это такая связь, когда при появлении в сознании одного из элементов возникают другие элементы.

    Ассоциация возникает при соблюдении соответствующих условий, для ее возникновения от субъекта не требуется никакой активности. Различается несколько видов ассоциаций:

    ✓ по смежности;

    ✓ сходству;

    ✓ контрасту и пр.

    Ассоциация трактовалась как свойство:

    ✓ физиологической организации тела (Декарт, Гартли);

    ума (Т. Браун, Дж. Милль).

    Кроме механизма ассоциативной связи элементов, В. Вундт ввел также апперцептивную связь, "сопровождающуюся переживанием активности". Понятие "апперцепция" было впервые введено Г. Лейбницем.

    3. Основная особенность элементаристского анализа, применяемого ассоцианизмом, состоит в произвольности расчленения сложного объекта на элементы, что воспринимается крайне негативно в силу следующих обстоятельств:

    ✓ нет никакой гарантии, что какие-то элементы не будут упущены (или, напротив, привнесены);

    ✓ весьма затруднительно восстановить целое путем соединения "безразличных" к его специфике элементов — такие элементы могут с равной вероятностью образовать и другое целое;

    ✓ свойства целого и выделенных элементов могут не совпадать друг с другом: элементы могут обладать свойствами, которыми не обладает целое; целое может обладать свойствами, не сводимыми к свойствам суммы элементов. Поэтому свойства целого не равны свойствам суммы его частей.


    Please publish modules in offcanvas position.