Вопрос 9. Методологическая концепция науки Томаса Куна
1. Понятие парадигмы |
2. Стадии развития науки |
3. Критика логического позитивизма. Научный прогресс |
1. Томас Кун— американский философ и историк науки. Свою концепцию истории науки изложил в труде "Структура научных революций". Парадигма— понятие, введенное Куном, - признанную всеми модель постановки исследовательских проблем и методов их решения. Парадигма — это то, что объединяет научное сообщество. Этот термин более широкий, чем теория. Он включает в себя по крайней мере три элемента.
✓ понятия;
✓ свяжи между ними (пространство, время, интервал);
✓ процедуры (методы решения задач, проведения экспериментов, даже допустимые степени погрешностей).
2. Согласно концепции Куна можно выделить следующие стадии развития научного знания:
✓ преднаучная — это допарадигмальный период (до XVII в.), для него свойственно наличие множества научных школ (аристотелевская, атомистская и пр.), в которых ведутся дебаты, но это не приводит к прогрессу в науке;
✓ на второй стадии идеи какой-нибудь одной школы оказываются эмпирически успешными, эти идеи становятся парадигмой, и преднаучная школа становится "нормальной наукой" (конкурирующие школы при этом отмирают). Это период спокойного, накопительного развития науки. Задача "нормальной науки" — скорее решение головоломок, а не проблем (отличительной особенностью головоломки является то, что заранее известно, что решение есть, и распутывание ее показывает степень владения человеком методами ее решений). Если парадигма не в состоянии предсказать какое-то явление, то это испытание для мастерства ученого, а не для парадигмы;
✓ "научная революция". В ее процессе формируются новые, конкурирующие парадигмы. Победа одной из них означает переход к новому периоду "нормальной науки". Сам этот переход (научная революция) носит скачкообразный иррациональный характер, не поддающийся логическому объяснению. В выборе парадигмы нет инстанции более высокой, чем согласие сообщества (это очень сходно с тем, что происходит при политических революциях). Новая парадигма окончательно устанавливается с физическим исчезновением ученых старого поколения — сторонников старой парадигмы.
Переворот в представлениях в ходе развития науки схож с психологическим явлением "переключения гештальта" (гештальт — целостность). При смене парадигмы изменяется линия демаркации науки и ненауки. Переписывается даже история науки.
3. По мнению Куна, фактов, независимых от теории, не существует, поэтому неопозитивизм (логический позитивизм) с его протокольными предложениями несостоятелен. На одном и том же наборе данных можно возвести более чем один теоретический конструкт. Ученый смотрит сквозь очки парадигмы: "там, где один видит кролика, другой — утку". Научный прогресс существует только в рамках одной парадигмы, в период "нормальной науки".
Периоды "нормальной науки", разделенные научными революциями, по существу не связаны друг с другом.