Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 48. Учение С.Л. Рубинштейна

    Содержание материала

    Вопрос 48. Учение С.Л. Рубинштейна

    1. Основные теоретические положения учения C.JI. Рубинштейна

    2. Основные работы ученого


    1. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) - отечественный психолог и философ, заложил основы деятельностного подхода в психологии, способствовал становлению и формированию отечественной психологии. Положения учения С.Л. Рубинштейне!:

    сознание— это осознанное бытие индивида, высшим его проявлением является нравственное сознание;

    психический акт— это и "кусок" реальности, и отражение действительности, т. е. психическое является и реальной стороной бытия, и его отражением (принцип единства реального и идеального). В сознании человека эти два аспекта представлены в единстве знания и переживания;

    любое психическое проявление имеет двоякую форму существования:

    •     объективную — проявляется в жизни и деятельности;

    •     субъективную — рефлексия, отражение психического в самом себе;

    любое психическое проявление — это единство:

    •     непосредственного — т. е. данного изнутри;

    •     опосредованного — проявляющегося в деятельности индивида;

    психические явления выступают как: процессы; свойства конкретных индивидов;

    развитие психики животных обусловлено изменением их отношений со средой , а развитие сознания человека — трудовой деятельностью;

    психика — это реальный продукт эволюции;

    существенной чертой психического является его отношение к независимому от психики и сознания объекту;

    всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель. Оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему;

    мотив — это осознанное побуждение для определенного действия, мотив — это осознанная потребность;

    действия бывают внутренние и внешние;

    деятельность и сознание образуют органическое единство (но не тождество), осознание человеком своей деятельности изменяет условия ее протекания;

    психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются;

    осознанность или неосознанность действия зависит от отношений

    между задачами и способами их осуществления, т. е. действие.

    •    осознается — когда результат, который им достигается, превращается в прямую цель субъекта;

    •    не осознается — когда цель переносится дальше и прежнее действие превращается лишь в способ осуществления другого действия, направляемого на более общую цель;

    сознательное действие опыичается от неосознаваемого:

    •    своей структурой:

    •    отношением к ситуации, в которой оно совершается;

    •    процессом протекания;

    акт деятельности является единством внешнего и внутреннего и, выходя за пределы психологии в области физиологии, социологии и других наук, внутри себя включает психологические компоненты;

    поведение человека— это не совокупность реакций, а система более или менее сознательных действий или поступков. Для реакции предмет есть лишь раздражитель. Действие же сопровождается сознательным отношением к объекту. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется предметное сознание, т. е. действие отличается от реак-

    ими иным отношением к объекту. Действие становится поступком по мере того, как:

    •    начинает регулироваться отношением к себе и к другим людям как к субъектам, т. е. поступок отличается от действия иным отношением к субъекту;

    . формируется самосознание;

    различные уровни и типы сознания означают и различные уровни и типы поведения:

    . реакции;

    . сознательные действия;

    •    поступки;

    ступени в развитии сознания означают изменения внутренней природы действий или актов поведения, а это, в свою очередь, ведет к изменению психологических закономерностей их внешнего проявления. Поэтому структура сознания принципиально может быть определена по внешнему, объективному протеканию действия;

    психология изучает особенности деятельности, ее психическую составляющую, а именно:

    •    психику в закономерностях ее развития;

    •    психические процессы и свойства конкретных индивидов в их реальных взаимоотношениях со средой;

    . сознание человека как конкретной личности, включенной в опрел,елейную систему общественных отношений;

    •    формирование соответствующих психических образований. Всякое психическое образование — это психический процесс в его результативном выражении;

    отношение к объекту обуславливает как сознание, так и поведение.

    •    первое — в идеальном плане;

    •    второе — в материальном плане;

    психологическое познание — это опосредованное познание психического через:

    •    раскрытие его существенных, объективных связей с внешним миром;

    •    деятельность субъекта;

    психическое переживается субъектом как непосредственная данность, но познается лишь опосредованно — через отношение к объективному миру;

    сознание человека формируется и развивается в процессе обществе и и ой деятельности, оно есть исторический продукт;

    ✓  психология как паука — это не только естественная, но и историческая наука, поскольку сама природа человека — продукт истории;

    ✓  психология человека обусловлена общественными отношениями. Закономерности общественного бытия являются и наиболее существенными, ведущими закономерностями развития человека. Психология должна исходить из этих закономерностей, однако нельзя сводить психологические закономерности к социальным, а социатьные — к психологическим, так же как нельзя психологические закономерности подменять физиологическими;

    ✓  основным способом существования психического является его существование в качестве.

    •     процесса (не всякий процесс выступает как деятельность человека);

    •     деятельности — всякая деятельность есть вместе с тем и процесс или включает в себя процессы;

    ✓  под деятельностью понимается такой процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека:

    •     к окружающему миру;

    •    другим людям;

    •     задачам, которые ставит перед ним жизнь;

    мышление рассматривается как деятельность, когда учитываются мотивы человека, его отношение к задачам, которые он, мысля, разрешает;

    ✓  в процессе исследования деятельности выделяется ее либо процессуальный, либо личностный план. Деятельность является психической по своему процессуальному и мотивационному составу, а не по задачам, которые она решает;

    ✓  деятельность человека может быть практической и теоретической:

    ✓ деятельность соотносится со своим объектом, с объективной реальностью через свои результаты, но нельзя подменять изучение психической деятельности изучением ее результатов;

    ✓  деятельность включает в свою структуру действия, а те, в свою очередь, состоят из движений:

    ✓  основные виды деятельности: труд; учение; игра.

    2. Основные работы С.Л. Рубинштейна:

    ✓  "Основы психологии" (1935);

    ✓  "Основы обшей психологии" (1940);

    ✓  "Бытие и сознание" (1957);

    ✓  "Принципы и пути развития психологии" (1959);

    ✓  "О мышлении и путях его развития" (1958);

    ✓  "Проблемы обшей психологии" (1973).


    Please publish modules in offcanvas position.