Вопрос 48. Учение С.Л. Рубинштейна
1. Основные теоретические положения учения C.JI. Рубинштейна |
2. Основные работы ученого |
1. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) - отечественный психолог и философ, заложил основы деятельностного подхода в психологии, способствовал становлению и формированию отечественной психологии. Положения учения С.Л. Рубинштейне!:
✓ сознание— это осознанное бытие индивида, высшим его проявлением является нравственное сознание;
✓ психический акт— это и "кусок" реальности, и отражение действительности, т. е. психическое является и реальной стороной бытия, и его отражением (принцип единства реального и идеального). В сознании человека эти два аспекта представлены в единстве знания и переживания;
✓ любое психическое проявление имеет двоякую форму существования:
• объективную — проявляется в жизни и деятельности;
• субъективную — рефлексия, отражение психического в самом себе;
✓ любое психическое проявление — это единство:
• непосредственного — т. е. данного изнутри;
• опосредованного — проявляющегося в деятельности индивида;
✓ психические явления выступают как: процессы; свойства конкретных индивидов;
✓ развитие психики животных обусловлено изменением их отношений со средой , а развитие сознания человека — трудовой деятельностью;
✓ психика — это реальный продукт эволюции;
✓ существенной чертой психического является его отношение к независимому от психики и сознания объекту;
✓ всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель. Оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему;
✓ мотив — это осознанное побуждение для определенного действия, мотив — это осознанная потребность;
✓ действия бывают внутренние и внешние;
✓ деятельность и сознание образуют органическое единство (но не тождество), осознание человеком своей деятельности изменяет условия ее протекания;
✓ психика и сознание, формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются;
✓ осознанность или неосознанность действия зависит от отношений
между задачами и способами их осуществления, т. е. действие.
• осознается — когда результат, который им достигается, превращается в прямую цель субъекта;
• не осознается — когда цель переносится дальше и прежнее действие превращается лишь в способ осуществления другого действия, направляемого на более общую цель;
✓ сознательное действие опыичается от неосознаваемого:
• своей структурой:
• отношением к ситуации, в которой оно совершается;
• процессом протекания;
✓ акт деятельности является единством внешнего и внутреннего и, выходя за пределы психологии в области физиологии, социологии и других наук, внутри себя включает психологические компоненты;
✓ поведение человека— это не совокупность реакций, а система более или менее сознательных действий или поступков. Для реакции предмет есть лишь раздражитель. Действие же сопровождается сознательным отношением к объекту. Реакция преобразуется в сознательное действие по мере того, как формируется предметное сознание, т. е. действие отличается от реак-
ими иным отношением к объекту. Действие становится поступком по мере того, как:
• начинает регулироваться отношением к себе и к другим людям как к субъектам, т. е. поступок отличается от действия иным отношением к субъекту;
. формируется самосознание;
✓ различные уровни и типы сознания означают и различные уровни и типы поведения:
. реакции;
. сознательные действия;
• поступки;
✓ ступени в развитии сознания означают изменения внутренней природы действий или актов поведения, а это, в свою очередь, ведет к изменению психологических закономерностей их внешнего проявления. Поэтому структура сознания принципиально может быть определена по внешнему, объективному протеканию действия;
✓ психология изучает особенности деятельности, ее психическую составляющую, а именно:
• психику в закономерностях ее развития;
• психические процессы и свойства конкретных индивидов в их реальных взаимоотношениях со средой;
. сознание человека как конкретной личности, включенной в опрел,елейную систему общественных отношений;
• формирование соответствующих психических образований. Всякое психическое образование — это психический процесс в его результативном выражении;
✓ отношение к объекту обуславливает как сознание, так и поведение.
• первое — в идеальном плане;
• второе — в материальном плане;
✓ психологическое познание — это опосредованное познание психического через:
• раскрытие его существенных, объективных связей с внешним миром;
• деятельность субъекта;
✓ психическое переживается субъектом как непосредственная данность, но познается лишь опосредованно — через отношение к объективному миру;
✓ сознание человека формируется и развивается в процессе обществе и и ой деятельности, оно есть исторический продукт;
✓ психология как паука — это не только естественная, но и историческая наука, поскольку сама природа человека — продукт истории;
✓ психология человека обусловлена общественными отношениями. Закономерности общественного бытия являются и наиболее существенными, ведущими закономерностями развития человека. Психология должна исходить из этих закономерностей, однако нельзя сводить психологические закономерности к социальным, а социатьные — к психологическим, так же как нельзя психологические закономерности подменять физиологическими;
✓ основным способом существования психического является его существование в качестве.
• процесса (не всякий процесс выступает как деятельность человека);
• деятельности — всякая деятельность есть вместе с тем и процесс или включает в себя процессы;
✓ под деятельностью понимается такой процесс, посредством которого реализуется то или иное отношение человека:
• к окружающему миру;
• другим людям;
• задачам, которые ставит перед ним жизнь;
✓ мышление рассматривается как деятельность, когда учитываются мотивы человека, его отношение к задачам, которые он, мысля, разрешает;
✓ в процессе исследования деятельности выделяется ее либо процессуальный, либо личностный план. Деятельность является психической по своему процессуальному и мотивационному составу, а не по задачам, которые она решает;
✓ деятельность человека может быть практической и теоретической:
✓ деятельность соотносится со своим объектом, с объективной реальностью через свои результаты, но нельзя подменять изучение психической деятельности изучением ее результатов;
✓ деятельность включает в свою структуру действия, а те, в свою очередь, состоят из движений:
✓ основные виды деятельности: труд; учение; игра.
2. Основные работы С.Л. Рубинштейна:
✓ "Основы психологии" (1935);
✓ "Основы обшей психологии" (1940);
✓ "Бытие и сознание" (1957);
✓ "Принципы и пути развития психологии" (1959);
✓ "О мышлении и путях его развития" (1958);
✓ "Проблемы обшей психологии" (1973).