Основы психологии. Конспект лекций - Казанская К.О. - Вопрос 30. Личностные концепции в российской психологии

    Содержание материала

    Вопрос 30. Личностные концепции в российской психологии

    1. Два направления, рассматривающие личность

    2. Четыре исторически сложившихся способа существования личностных концепции


     В российской психологии ко второй половине XIX в. обозначились два направления в изучении человека:

    естественнонаучное понимание (Чернышевский, Добролюбов, Писарев, Бахтин, Сеченов и др.);

    идеалистическое (Кавелин, Соловьев, Шестов, Грот, Троицкий, Бердяев, Франк, Карсавин, Лосев, Лосский, Введенский и др.). На протяжении последующих десятилетий эти два направления находились в противостоянии. Формирование предпосылок психологии личности происходило в рамках:

    ✓ философии;

    ✓ социологии;

    ✓ психофизиологии;

    ✓ физиологии органов чувств;

    физиологии мозга;

    физиологии высшей нервной деятельности и др. дисциплин. Этим занимались ученые:

    П.К. Анохин;

    В.М. Бехтерев;

    А.Ф. Лазурский;

    П.Ф. Лес:афт;

    И.П. Павлов;

    И.М. Сеченов;

    А.А. Ухтомский и др.

    Два направления, рассматривающие личность, привели в конечном итоге к двум типам рассмотрения личности'.

    объективному;

    субъективному.

    2. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский выделяют четыре исторически сложившихся способа существования личностных концепции. идеи в российской психологии'.

    первый тип — выделился в конце XIX — начале XX вв.; характеризуется появлением идеи личности. Превращение человека в личность рассматривалось как идеальный итог развития. Идея личности эволюционирует в виде философской идеи, в сумме своих феноменологических проявлений. Первый тип существования идеи личности выразился в построении целостных психологических кониепиий личности'.

    •     человека как интегрального феномена, характеризующегося логико-значимой взаимосвязью всех компонентов его личности, — П.Я. Сорокин;

    •     развития личности путем психических превращений и преобразований внутренних личностных форм — М.М. Троицкий;

    •     целостной личности и ее пространственных границ — Л.П. Карсавин;

    •     с запросом понять специфику познающего мира субъекта — Л.И. Шестов;

    •     учение о "вечном" человеке и о человечестве как едином существе — B.C. Соловьев;

    •     метафизическая трактовка личности — Н.Я. Грот;

    •     "Цельные учения о человеке" — В.М. Бехтерев;

    •     общепсихологическая теория личности Д.Н. Узнадзе;

    •     теория "Я" как активного деятеля в среде — М.Я. Басов;

    •     типология личности А.Ф. Лазурского и др.;

    второй — возник на рубеже 20—30-х гг. XX в.; определялся логикой построения личности в столкновении с антисоветским сообществом, которое "уничтожило личностное в человеке". На деле "борьба" за личность выглядела как подмена личности образом личности, скроенным по чертежам советской идеологии. Идея личности того времени выражалась в:

    . проявлениях политико-идеологического редукционизма (в поиске признаков "советского человека");

    . конструировании советского менталитета;

    . проявлениях физиологического редукционизма;

    •     проявлении фил ософско-методологического редукционизма;

    третий— появился в середине 60-х — конце 80-х гг.; характеризуется возрождением идеи личности в ситуации двоякого отношения общества к этой проблеме. Возрождение идеи личности проявляется в следующих процессах-.

    •     понятие "личность" превращается в фоновое условие обсуждения любых психологических проблем;

    •     понимание личности как особой ценности и условия осмысления целостности психического;

    •     проблематизация понятия "личность";

    . поиск "мира в человеке и человека в мире";

    •     поиск феноменологических коррелятов существа личностного и т. д.;

    четвертый — образовался в последнее десятилетие XX в.; характеризуется логикой самоосуществления идеи личности, и это связано с коренными изменениями в российском обществе, которое наконец-то стало искать путь к человеку как личности. На этом этапе усиливается внимание к методологическим проблемам. Феноменологические аспекты становятся главными в проблематике личности. Открываются новые грани личности:

    •     персонализация;

    •     субъективность;

    •       неадаптивная активность и др.


    Please publish modules in offcanvas position.