Вопрос 30. Личностные концепции в российской психологии
1. Два направления, рассматривающие личность |
2. Четыре исторически сложившихся способа существования личностных концепции |
В российской психологии ко второй половине XIX в. обозначились два направления в изучении человека:
✓ естественнонаучное понимание (Чернышевский, Добролюбов, Писарев, Бахтин, Сеченов и др.);
✓ идеалистическое (Кавелин, Соловьев, Шестов, Грот, Троицкий, Бердяев, Франк, Карсавин, Лосев, Лосский, Введенский и др.). На протяжении последующих десятилетий эти два направления находились в противостоянии. Формирование предпосылок психологии личности происходило в рамках:
✓ философии;
✓ социологии;
✓ психофизиологии;
✓ физиологии органов чувств;
✓ физиологии мозга;
✓ физиологии высшей нервной деятельности и др. дисциплин. Этим занимались ученые:
✓ П.К. Анохин;
✓ В.М. Бехтерев;
✓ А.Ф. Лазурский;
✓ П.Ф. Лес:афт;
✓ И.П. Павлов;
✓ И.М. Сеченов;
✓ А.А. Ухтомский и др.
Два направления, рассматривающие личность, привели в конечном итоге к двум типам рассмотрения личности'.
✓ объективному;
✓ субъективному.
2. А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский выделяют четыре исторически сложившихся способа существования личностных концепции. идеи в российской психологии'.
✓ первый тип — выделился в конце XIX — начале XX вв.; характеризуется появлением идеи личности. Превращение человека в личность рассматривалось как идеальный итог развития. Идея личности эволюционирует в виде философской идеи, в сумме своих феноменологических проявлений. Первый тип существования идеи личности выразился в построении целостных психологических кониепиий личности'.
• человека как интегрального феномена, характеризующегося логико-значимой взаимосвязью всех компонентов его личности, — П.Я. Сорокин;
• развития личности путем психических превращений и преобразований внутренних личностных форм — М.М. Троицкий;
• целостной личности и ее пространственных границ — Л.П. Карсавин;
• с запросом понять специфику познающего мира субъекта — Л.И. Шестов;
• учение о "вечном" человеке и о человечестве как едином существе — B.C. Соловьев;
• метафизическая трактовка личности — Н.Я. Грот;
• "Цельные учения о человеке" — В.М. Бехтерев;
• общепсихологическая теория личности Д.Н. Узнадзе;
• теория "Я" как активного деятеля в среде — М.Я. Басов;
• типология личности А.Ф. Лазурского и др.;
✓ второй — возник на рубеже 20—30-х гг. XX в.; определялся логикой построения личности в столкновении с антисоветским сообществом, которое "уничтожило личностное в человеке". На деле "борьба" за личность выглядела как подмена личности образом личности, скроенным по чертежам советской идеологии. Идея личности того времени выражалась в:
. проявлениях политико-идеологического редукционизма (в поиске признаков "советского человека");
. конструировании советского менталитета;
. проявлениях физиологического редукционизма;
• проявлении фил ософско-методологического редукционизма;
✓ третий— появился в середине 60-х — конце 80-х гг.; характеризуется возрождением идеи личности в ситуации двоякого отношения общества к этой проблеме. Возрождение идеи личности проявляется в следующих процессах-.
• понятие "личность" превращается в фоновое условие обсуждения любых психологических проблем;
• понимание личности как особой ценности и условия осмысления целостности психического;
• проблематизация понятия "личность";
. поиск "мира в человеке и человека в мире";
• поиск феноменологических коррелятов существа личностного и т. д.;
✓ четвертый — образовался в последнее десятилетие XX в.; характеризуется логикой самоосуществления идеи личности, и это связано с коренными изменениями в российском обществе, которое наконец-то стало искать путь к человеку как личности. На этом этапе усиливается внимание к методологическим проблемам. Феноменологические аспекты становятся главными в проблематике личности. Открываются новые грани личности:
• персонализация;
• субъективность;
• неадаптивная активность и др.