Новые социологии - 1.5. Историзм и ловушки эволюционизма

    Содержание материала

    1.5. Историзм и ловушки эволюционизма

    Норберт Элиас отводит центральное место историческому подходу: люди, типы их отношений и связанные с последними формы чувствования суть исторические продукты, характеристики которых изменяются в зависимости от той или иной исторической эпохи. Эта историчность мыслится им не с финалистских позиций, т. е. история человеческих обществ не руководствуется заранее заданной целью. Для Норберта Элиаса история человечества «возникла из множественных проектов, но при этом она не имеет проекта, ее вдохновляет множество целей, но она не имеет цели »1. Тем не менее ему не удается полностью избежать ловушек эволюционизма, когда он стремится свести видение всего развития человеческой истории к видению однонаправленному и одномерному. Именно такое стремление вынуждает его защищать «объективную теорию эволюции общества»1, осмысливать западную историю при помощи единой категории «цивилизационного процесса». Отдавая предпочтение длительности, глобальности и предполагаемому единству исторического развития, он меньше внимания уделяет разнородному, ошибочному, прерывному и противоречивому в историческом процессе.


    Please publish modules in offcanvas position.