СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................
Глава 1. О НЕКОТОРЫХ КЛАССИЧЕСКИХ ОППОЗИЦИЯХ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
1. Наследие философии......................
1.1. Идеализм и материализм........
1.2. Субъект и объект........................
2. В центре социологии: коллективное
и индивидуальное ............................
2.1. Преобладающее значение коллективного у Эмиля Дюркгейма
2.2. Методологический индивидуализм
3. К проблематике конструктивизма
Глава 2. ОТ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР
К ВЗАИМОДЕЙСТВИЯМ.........................
1. Актуальность идей Норберта Элиаса
1.1. Социальные науки: между ангажированностью и дистанцированием...
1.2. Преодолеть оппозицию между «индивидом» и «обществом»
1.3. Формы взаимозависимости, рамки свободы и структуры личности
1.4. Взаимозависимость против взаимодействия?
1.5. Историзм и ловушки эволюционизма ..
2. Структуралистский конструктивизм Пьера Бурдье
2.1. Структуралистский конструктивизм ...
2.2. Два ключевых понятия: габитус и поле
2.3. Символическое измерение социального порядка 2.4. Социология действия: логика практики 52
2.5. Рефлективная социология....................................56
2.6. Ведущая роль объективных структур ........................ 57
3. Вклад критического анализа в дальнейшее развитие структуралистского конструктивизма .. 59
3.1. Структуры доминирования и народные практики: вопросы Клода Гриньона и Жана-Клода Пасрона ......................................................... 60
3.2. Пластичность структур: социология политических кризисов Мишеля Добри 64
4. Теория структурации Энтони Гидденса ........................ 68
4.1. Дуальность структурного........................................69
4.2. Компетентность акторов: практическое и дискурсивное сознание..................... 70
4.3. Непреднамеренные последствия действия ....73
4.4. Критика эволюционизма..................................74
4.5. Система, социальная и системная интеграция, или микро–, поглощенное макро– .... 76
Глава 3. ОТ ИНТЕРАКЦИЙ К СОЦИАЛЬНЫМ СТРУКТУРАМ 78
1. «Социальное конструирование реальности» Петера Бергера и Томаса Лукмана 79
1.1. Феноменологический конструктивизм: вклад Альфреда Шюца.......................................................... 80
1.2. Общество как объективная и субъективная реальность...........84
2. Когнитивная социология Аарона Сикурела .............88
2.1. Исходный пункт этнометодологии............89
2.2. Когнитивная социология ............................................. 92
2.3. О новых связях между микро– и макросоциальным ........................... 94
3. Социология науки и техники Мишеля Каллона и Бруно Латура.............. 97
3.1. Программа социологии науки Дэвида Блура ... 98
3.2. Социальное конструирование научных фактов . 99
3.3. Перевод, смещения и сети ......................................... 100
3.4. Вопросы ...............104
4. Джон Эльстер: границы индивидуалистической рациональности и скрепы общества 107
Глава 4. КОНСТРУИРОВАНИЕ ГРУПП И СОЦИАЛЬНАЯ КАТЕГОРИЗАЦИЯ ......................................... 112
1. Основополагающий труд «Становление английского рабочего класса» Эдварда П. Томпсона.. 113
1.1. Класс как социоисторическое образование ..114
1.2. Развитие идей и дискуссии.......................................... 116
2. Люк Болтански и объективация групп 120
2.1. От критики субстанциализма к истории социальной группы: пример кадров во Франции... 121
2.2. Обвинения и конструирование групп....................... 124
3. Социальная категоризация 126
3.1. Актуализация наследия Дюркгейма: Мэри Дуглас.............................................. 127
3.2. Ален Дерозьер, Лоран Тевено и «Социопрофессиональные категории»........................... 129
4. Новые работы о социальных группах и категориях ..131
4.1. Алессандро Пиццорно и проблема идентичностей. 131
4.2. Генетический подход................................................... 133
Глава 5. МНОЖЕСТВЕННЫЕ ИНДИВИДЫ .............136
1.Ирвинг Гофман и «Рамки опыта» .................138
2. Социология опыта Франсуа Дюбе................................. 144
3. Джон Эльстер и проблематика множественного «Я». 147
4. Понятие репертуара......................................................... 150
5. Множественность режимов действия у Люка Болтански и Лорана Тевено 153
5.1. Публичное оправдание................................................ 153
5.2. Режимы действия, доступные одному и тому же индивиду...................... 158
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .........163
БИБЛИОГРАФИЯ .........168
Новые социологии / Пер. с фр. Е. Д. Вознесенской, М. В. Федоровой; науч. ред. Н. А. Шматко — М: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2002 г. — 172 с. — (серия «Gallicinium»).