Новые социологии - 2.1. Преобладающее значение коллективного у Эмиля Дюркгейма

    Содержание материала

    2.1. Преобладающее значение коллективного у Эмиля Дюркгейма

    Для Дюркгейма времен написания им работы «Метод социологии» коллективное (или социальное), в отличие от индивидуального, принадлежащего психологии, лежит в основе самого определения социологии. Социальное составляет специфическую целостность: «общество — не простая сумма индивидов, но система, образованная их ассоциацией и представляющая собой реальность sui generis, наделенную своими особыми свойствами». Это общество, именно потому, что оно «бесконечно превосходит индивида как во времени, так и в пространстве», «в состоянии навязать ему образы действий и мыслей, освященные его авторитетом». Отсюда — следующее «правило» для социологии: «определяющую причину данного социального факта следует искать среди предшествующих социальных фактов, а не в состояниях индивидуального сознания». Собственно социальный факт определяется следующим образом: «всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или, иначе: распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое собственное существование, независимое от его индивидуальных проявлений». Таким образом, у

    Дюркгейма коллективное связано одновременно с понятием внешнего принуждения, навязываемого индивидам, а также с такой областью достоверности — в пространстве и во времени, — которая выходит далеко за рамки индивидуальных сознаний, что позволяет этому коллективному обрести существование, независимое от составляющих его индивидов. Коллективное также связано с объективистской точкой зрения: «наш основной принцип — объективная реальность социальных фактов».

    Конечно, подобное традиционное и беглое прочтение Дюркгейма весьма относительно. Подобно большинству авторов, Дюркгейм не оставил нам ни одного труда, который был бы настолько цельным и однородным, чтобы его можно было интерпретировать единственно возможным образом. В его сочинениях равным образом можно найти и элементы более конструктивистской направленности, т. е. такого подхода к социальным процессам объективации и отвердения реальности, который не ограничивается только объективистскими положениями, регистрирующими лишь «объективно» данное. Именно в таком духе объясняют Дюркгейма Франсуа Эран и Бернар Лакруа. Но тем не менее такой новый взгляд на Дюркгейма не отменяет присущего ему гипостазирования коллективного и общества в ущерб составляющим это общество индивидам.


    Please publish modules in offcanvas position.