Новые социологии - 1. ИРВИНГ ГОФМАН И «РАМКИ ОПЫТА»

    Содержание материала

    1. ИРВИНГ ГОФМАН И «РАМКИ ОПЫТА»

    Американский социолог Ирвинг Гофман (1922-1982) в своих исследованиях сосредоточился на изучении интеракций «лицом-к-лицу» в повседневной жизни, извлекая концептуальные категории, главным образом, из театральных метафор («сцена», «публика», «персонаж», «роль», «кулисы», «постановка» и т. д.).

    Проявляя интерес в первую очередь к повседневным столкновениям, к тому, что Ирвинг Гофман называл интеракционным порядком — области социальной жизни, доступной самостоятельному анализу, он подверг критике «редукционистскую точку зрения, для которой макросоциологические элементы общества, как и общество в целом (чье существование носит прерывистый характер), вытекают из реальности столкновений и являются своего рода агрегированными и экстраполированными интерактивными следствиями». По мнению социолога, такая точка зрения означает «смешение возникающего из ситуации и находящегося в этой ситуации». В ответ на критику слишком радикальных интеракционистов, упрекающих его в чрезмерном «структурализме», И. Гофман замечал, что «индивиды, садясь играть в шахматы или выходя на улицу, не изобретают всякий раз заново мир шахмат или систему пешеходного движения». Таким образом, среди американских интеракционистов он занимал — что особенно отчетливо проявилось в его последних работах — особую позицию, пограничную с интеракционизмом. Например, в его работе «Рамки опыта» («Frame Analysis»), которая относится к 1974 г. и на которой мы остановимся подробнее, он писал: «Я занимаюсь не структурой социальной жизни, но структурой индивидуального опыта социальной жизни. Лично я отдаю приоритет обществу и рассматриваю ангажированность индивида как вторичную: таким образом, данная работа затрагивает лишь вторичные проблемы». Одним из вопросов, проходящих через все исследования американского социолога, является вопрос об идентичности субъекта (self), и, как показал Альбер Ожьен, она рассматривается как постоянно балансирующая между позициями «единения» и «распада» . С этой точки зрения работа « Рамки опыта» представляет для нас особый интерес.

    Понятие рамки (frame) находится в центре многочисленных примеров микросоциологического анализа (начиная с анекдотов, почерпнутых из прессы), которые приводит И. Гофман в своей книге. По его мнению, «всякое определение ситуации конструируется в соответствии с организационными принципами, структурирующими события, — по крайней мере, те из них, которые носят социальный характер, — и нашу собственную субъективную ангажированность. Понятие "рамки" обозначает эти базовые элементы. С этой точки зрения выражение «рамочный анализ» является ведущим в изучении организации этого опыта». Рамки, таким образом, относятся к различным формам, принимаемым предрасположенностью наших социальных опытов, а точнее — к референтным когнитивным рамкам нашей текущей деятельности. Во всяком случае, эти рамки не только опираются на когнитивную работу, но сама эта работа укоренена различными способами во внешнем мире, в частности, в «организационных предпосылках», которые пытаются реактивировать ментальные формы ориентации в ситуации и связанные с ней типы поведения. Термин эпизод (strip) обозначает «текущую деятельность, включающую реальные или фиктивные действия, предусматриваемые с точки зрения тех, кто в них субъективно вовлечен». В целом, с точки зрения рамочного анализа, «всякая последовательность деятельности заключена в рамки, подвергаемые трансформациям и ретрансформациям, которые осуществляют стратификацию реальности».

    Из всего многообразия понятий, которые разрабатывает Ирвинг Гофман для того, чтобы сделать свой теоретический инструментарий более изощренным, выделим лишь некоторые.



    Please publish modules in offcanvas position.