Новые социологии - Конструктивистский анализ

    Содержание материала

    Конструктивистский анализ

    исходит прежде всего, из логики научной работы, обладающей своей напряженностью и своими собственными правилами, но он также связан и с этическими и политическими воззрениями. Ни возобновляющиеся попытки встать «над» акторами, ни констатация исторической и социальной переменчивости их идеалов свободы не навязывают социологии тотальный скептицизм по отношению ко всем идеалам. Напротив, как замечает Жан-Луи Фабиани, «именно анализируя повседневную идеологическую работу, которая кое– как подлатывает сталкивающиеся с обстоятельствами идеалы, социолог, отошедший от релятивистской дилеммы, вновь обретает уважение [к ним]». С другой стороны, производя историзацию и денатурализацию того, что представляется «естественным», «необходимым», существующим «вечно», социология, по выражению Пьера Бурдье, дефатализирует.

    Конечно, социология показывает нам, что не все возможно по причине конфликтов (экстериоризированных и интериоризированных), порожденных предшествующей социально-исторической работой, но «то, что социальный мир произвел, социальный мир, вооружившись этим знанием, может и разрушить». Социолог-конструктивист, таким образом, способен усомниться в черных ящиках (по выражению Мишеля Каллона и Бруно Латура), закрытых акторами, и особенно во всемогущих категориях (таких как, например, «естественные основания неравенства», «женскаяприрода», «законыэкономики», «неизбежный характер безработицы», «единственно возможная политика», «технические потребности» и т. д.) и, следовательно, способствовать открытию новых возможных пространств для человеческой активности, в частности, активности наиболее угнетаемых. В этом смысле разновидности конструктивизма могут выступать в качестве орудия против различных форм социального и политического консерватизма.


    Please publish modules in offcanvas position.