Новые социологии - 5.2. Режимы действия, доступные одному и тому же индивиду

    Содержание материала

    5.2. Режимы действия, доступные одному и тому же индивиду

    По примеру того, как Клод Гриньон говорит о «понятиях-бульдозерах», можно было бы назвать социологиями-булъдозерами некоторые из существующих социологий, которые постигают социальный мир при помощи однородного словаря описания, интерпретации и объяснения, пригодного для любой ситуации. Тем самым они пытаются привести к одному знаменателю крайне разнородные ситуации. Социология режимов действия, зарождающаяся сегодня на основе работ Люка Болтански и Лорана Тевено, напротив, стремится обнаружить любые шероховатости поля и предложить различные концептуальные ансамбли, зависящие от того или иного типа ситуации. Следовательно, целью социологии режимов действия является реконструкция глобального подхода на основе разработки региональных моделей . Каждый из режимов действия пытается осмыслить действие в определенных ситуациях через менталитет и жесты, которыми владеет индивид в ходе урегулирования отношений личностей друг с другом и с вещами, т. е. используя пред-конституированные точки опоры, внутренние и одновременно внешние по отношению к личностям. И хотя такой подход вновь ставит перед социальными науками целый ряд проблем, сам он не претендует на то, чтобы объять все поле социологии, поскольку в духе Шюца он выступает как «наука науки об акторах». Таким образом, можно представить иные, нежели публичное оправдание, режимы действия.

    Люк Болтански дает набросок четырех режимов действия на основе двойной оси: эквивалентность (соизмеримость) / вне-эквивалентность (несоизмеримость), а также мир / противостояние:

    справедливость-оправдание {justice-justification) (противостояние, требующее отсылки к общим принципам соизмеримости);

    — правильность (justesse) (скрытая соизмеримость между личностями и вещами в рутинном ходе вещей, следовательно, в состоянии мира, критика не осуществляется);

    — agape или любовь (безвозмездный дар, не ожидающий ответного дара, разработанный на основе христианской теологической традиции, выход соизмеримости в состояние мира);

    — насилие (в его предельном значении «высвобождения сил», противостояние, выходящее за границы соизмеримости).


    Покой

    п равилъность

    Agape (Любовь)

    Эквивалентность

    Вне-эквивалентность

    (соизмеримость)

    (несоизмеримость)

    Справедливость-

    Насилие

    оправдание



    Диспут


    Люк Болтански предлагает таким образом исследовать превращения одного режима действия в другой через различные моменты и ситуации повседневной жизни.

    Лоран Тевено провел анализ отношений близости между людьми, а также между людьми и вещами, отношений, которые, в отличие от регистра семейного обоснования, остаются локальными и частичными, не обязательно выходя на обобщение и «на публику» . Именно это он и называет режимом близкого знакомства. В своих исследованиях взаимодействия «от тела-к-телу» (между людьми, выносящими экспертные оценки относительно объектов) Кристиан Бесси и Франсис Шаторейно, используя средства, характерные для феноменологии восприятия Мерло-Понти, пытаются установить точки соприкосновения с этим полем исследований.

    Были сделаны также наброски других режимов действия. На основе работ современного философа Э. Левинаса можно таким образом смоделировать режим этического обращения в ситуациях «лицом– к-лицу» или режим сочувствия (Ф. КоркюфиН. Депраз). Схематично здесь имеется в виду факт «захваченное™» — на практике и не обязательно рефлективно — чувством ответственности за бедствие другого в ситуации «лицом-к-лицу» и близости тел. Другой режим действия был формализирован на основе политического творчества Макиавелли (1469-1527), названный макиавеллевским или тактико-стратегическим режимом (Группа макиавеллевских исследований CERIEP в Лионе). В данном случае была предпринята попытка переопределить стратегические типы поведения, которые сегодня в социальных науках получают слишком общее и неопределенное объяснение.

    Подобным же образом можно было бы по-новому осветить различные измерения социальной деятельности, как, например, вопросы господства и власти, которые и сегодня все еще «выносятся за скобки». Тем не менее число режимов действия, доступных акторам наших обществ, не является безграничным, поэтому социология режимов действия предстает в качестве операции по упорядочению разнообразия ресурсов, используемых акторами, а также характеристик процесса деятельности. Дальнейшее развитие этого исследовательского направления связано, в частности, с более систематическим изучением связей между режимами действия, т. е. с сопоставлением различных аспектов (интериоризированных и экстериоризированных) социальной реальности. Речь идет о том, чтобы, принимая во внимание внутренную гетерогенность действия, одновременно учитывать все способы его артикуляции.


    Please publish modules in offcanvas position.