Новые социологии - Глава 5 МНОЖЕСТВЕННЫЕ ИНДИВИДЫ

    Содержание материала

    Глава 5 МНОЖЕСТВЕННЫЕ ИНДИВИДЫ

    В последние годы в социальных науках особый интерес вызывает множественный характер каждого индивида, его желаний, намерений, когнитивных и аффективных средств, к которым он обращается, или его идентичностей. Двойной вопрос о непрерывности индивида во времени и его единства в пространстве становится все более проблематичным, порождая новые вопросы. В работах по этой проблематике индивиды предстают как перемещающиеся по многочисленным сценам повседневной жизни, использующие логику различных действий, сталкивающиеся со множественными опытами, актуализируя, соответственно, различные, подчас противоречащие друг другу аспекты их личности.

    Это зарождающееся направление опирается на имеющиеся в истории социального анализа прецеденты, хотя, как показывает пример Мэри Дуглас, значительная часть течений западной философии, а затем и социальных наук в целом, исходит — зачастую подспудно — из моделей (сознательных или нет) постоянства и единства актора или агента. В качестве наиболее удаленного от таких моделей можно, конечно, назвать понятие запаса наличных знаний, связанное с множественными реальностями Шюца. Особый интерес представляют для нас также идеи Джорджа Герберта Мида (1863-1932), американского философа-прагматика и социального психолога, оказавшего известное влияние на развитие различных форм интеракционистской социологии в Соединенных Штатах. В своих исследованиях процессов социального конструирования «Я» он уделяет внимание и множественности: «Типы поддерживаемых отношений изменяются в зависимости от различных индивидов; для одного человека мы представляем собой одно, для другого — выглядим совсем иначе. Есть и такие части "Я", которые существуют только относительно самого себя <...> Имеется большое разнообразие "Я", соответствующее различным социальным реакциям <.„> Множественная личность в известном смысле совершенно нормальное явление». В социологическую традицию это рассуждение будет включено с введением понятия социальных ролей, на которые опираются индивиды. Для Джоржа Герберта Мида многообразие «Я» в конечном итоге «гармонизируется» в «совершенном "Я"» при помощи механизмов, которые тем не менее остаются лишь едва намеченными.

    Не так давно критика по поводу распространения в социальных науках понятий «интерес» и «расчет», в частности работы американского экономиста Альберта Хиршмана, а также Алена Кайе из группы Антиутилитаристское движение в социальных науках (MAUSS), открыли путь к менее одномерному, более многомерному вйдению социальных акторов.

    Антиномия единство/множественность индивида оказывает также влияние на способы сбора данных, используемых исследователем. Жан-Марк Веллер показал в связи с этим, что использование интервью способствует более устойчивому и связному вйдению личности, тогда как непосредственное и длительное наблюдение за обычной деятельностью дает более разрозненное видение. Из этого вытекает необходимость социологической рефлексии, позволяющей точнее очертить область валидности используемых эмпирических материалов.

    Перейдем к беглому обзору некоторых наиболее общих точек зрения на плюрализацию актора.


    Please publish modules in offcanvas position.