Новые социологии - 1.1. Идеализм и материализм

    Содержание материала

    1.1. Идеализм и материализм

    Согласно философской традиции, идеализм заключается в том, что он «сводит всякое существование к мысли», тогда как материализм есть «доктрина, в соответствии с которой не существует никакой иной субстанции, кроме материи». Оппозиция между идеями и материей в свою очередь часто ассоциируется с другими парными оппозициями, как, например, дух/тело или идеальное/реальное.

    Карл Маркс (1818-1883) ввел философское различие между материализмом и идеализмом в область исторического анализа, установив определенную форму материализма, который в некоторых его текстах, наиболее поверхностных, но и чаще всего комментируемых его «марксистскими» эпигонами, получил механистическое толкование с позиций сугубого экономизма. Ярким примером этому может служить следующий отрывок из его предисловия к «Критикеполитической экономии» (1859): «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания». Таким образом, мы получаем «надстройку» (следовательно, «общественное сознание»), своими корнями уходящую в «базис» («экономическая структура»). Такой подход сыграл известную роль в 1950-70-е годы, когда дискуссии вокруг «марксизма» оказывали серьезное влияние на развитие социальных наук, о чем сегодня уже никто не вспоминает. Во всяком случае, оппозиция базис/ надстройка, «реанимирующая» такие пары предшествующих философских оппозиций, как сущность/ видимость или реальность/видимость, и по сей день бытует в наших науках, проявляясь в бинарной манере противопоставлять «подлинную» реальность (более «прочную» и «детерминирующую») более «искусственной» или «иллюзорной» реальности (более «ложной» и «детерминируемой»).

    Следует заметить также, что впоследствии в социальных науках стало развиваться не столь механистичное и экономистское прочтение Маркса, опирающееся на другие, более сложные его сочинения, как, например, «Тезисы о Фейербахе» (1845), где Маркс, критикуя одновременно все предыдущие разновидности материализма и идеализма, пытается преодолеть их полярность. Этому направлению следует американский социолог Дэвид Рубинштейн, который, перечитав Маркса и установив параллели с поз дней философией Людвига Витгенштейна (1889– 1951), наметил пути преодоления классических оппозиций. В антропологии Морис Годелье, в начальном периоде своего творчества следовавший марксистской традиции, развил в дальнейшем свои мысли об «идейной компоненте реальности»: «всякое общественное отношение, каковым бы оно ни было, включает в себя идейную составляющую, частицу мысли, представлений; эти представления являются не только формой, которую обретает данное отношение для сознания, но составляют часть его содержания», и мысль в таком случае «не предстает более в виде уровня, отделенного от всех прочих уровней», «из чего вовсе не следует ни то, что в реальности все идейно, ни то, что представления действующих акторов непременно исходят из сознания». Конструктивистские подходы развиваются именно в этом направлении совмещения.


    Please publish modules in offcanvas position.