Новые социологии - 2.5. Рефлективная социология

    Содержание материала

    2.5. Рефлективная социология

    Социология практики ставит перед нами не только вопрос о рефлективности агента, но и вопрос о рефлективности социолога. Ведь только посредством развития рефлективности (обращающейся к Я и к собственной деятельности) социолог может избежать ошибок интеллектуализма, состоящих в том, что мы принимаем собственное мыслительное отношение к объекту анализа за отношение агента к его действию. Таким образом, способность социолога принимать во внимание отношение, в котором он состоит со своим объектом, является одним из средств повышения научного качества его труда. Отсюда вытекает и значение того, что Пьер Бурдье называет соучаствующей объективацией, объективацией (в данном случае имеется в виду научное познание) субъективного отношения социолога к своему объекту (его соучастие в анализируемом объекте), являющееся одним из условий научности его анализа. Социология Пьера Бурдье представляет собой, таким образом, рефлективную социологию, приглашающую социолога пройти через само- социоанализ (анализ своего отношения к объекту, которое может быть связано с местом, занимаемым социологом в интеллектуальном поле, с его собственным пройденным путем и т. д.) для того, чтобы сделать свое исследование более строгим в научном отношении. Такая рефлективная ориентация имеет точки совпадения с некоторыми работами в области этнологии, например, с трудами Жерара Альтаба, в которых рассматривается участие исследователя в изучаемых им социальных связях и которые настаивают на том, чтобы в научный анализ включались также отношения анкетирующий/анкетируемый.


    Please publish modules in offcanvas position.