Новые социологии - 4. НОВЫЕ РАБОТЫ О СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ И КАТЕГОРИЯХ / 4.1. Алессандро Пиццорно и проблема идентичностей

    Содержание материала

    4. НОВЫЕ РАБОТЫ О СОЦИАЛЬНЫХ ГРУППАХ И КАТЕГОРИЯХ / 4.1. Алессандро Пиццорно и проблема идентичностей

    В последние годы усилился интерес к социальным группам, равно как и к социальным классификациям в области социальных наук. Остановимся на некоторых из этих работ.

    4.1. Алессандро Пиццорно и проблема идентичностей

    Итальянский социолог и политолог Алессандро Пиццорно обратился к поиску выхода из тупиков утилитаристских подходов (в терминах индивидуальные расходы/доходы) к участию в коллективных действиях, идет ли речь о голосовании или о включенности в социальные движения. В соответствии с утилитаристским анализом, индивид, для того чтобы « выбрать наиболее рациональный метод, должен сравнить расходы», которых потребуют различные открывающиеся перед ним возможности, однако «как он может это сделать, если не обладает общим мерилом, величиной, которая сделает возможным сравнение?». Для ответа на этот вопрос Пиццорно выдвигает понятие идентичности в двойном — индивидуальном и коллективном — смысле, поскольку связь «Я» с коллективным (коллективная идентичность) осознается в некотором смысле как связь с самим собой (индивидуальная идентичность).

    Таким образом, субъект-агент, «для того чтобы он смог определить свои интересы, подсчитать расходы и доходы, должен обрести свою идентичность через принадлежность к объединяющей коллективности. Именно так он получает критерии, которые позволяют ему определить свои интересы и придать смысл своему действию». Но идентичности и интересы не даются независимо от деятельности акторов, напротив, «политика, понимаемая как создание коллективных идентичностей, определяет и без конца переопределяет интересы граждан». Таким образом, Алессандро Пиццорно в противоположность объективистскому прочтению настаивает на активном характере работы по коллективной идентификации, «которая не просто объединяет пред-существующие социальные интересы», но «проводит среди них отбор, придумывает их, а если возникает такая необходимость, то и пренебрегает ими или заглушает их ». С этой точки зрения индивид является такой же данностью, как группы и институты: «Понятие "индивид", равно как и понятия "группа", "государство" и т. д., являются конструкциями одной природы. Это мыслительные конструкции, позволяющие связывать друг с другом действия, образующие ряды и делающие, таким образом, социальную жизнь в некоторой степени предвидимой».


    Please publish modules in offcanvas position.