Новые социологии - 2. СОЦИОЛОГИЯ ОПЫТА ФРАНСУА ДЮБЕ

    Содержание материала

    2. СОЦИОЛОГИЯ ОПЫТА ФРАНСУА ДЮБЕ

    Франсуа Дюбе преподает социологию в университете г. Бордо и является одним из наиболее активных сотрудников группы CADIS (Центр социологического анализа и социологии интервенции), созданной Аленом Туреном. Тем не менее его «Социология опыта» представляет собой значительное отклонение от туреновской социологии.

    Ален Турен, избравший в качестве своего предмета «самопроизводство общества», на протяжении длительного времени придерживался конструктивистской ориентации. Однако эволюционистское и даже профетическое видение истории, сопутствовавшее этой ориентации, существенно ограничивало ее значимость. Социология действия, разрабатываемая Аленом Туреном с начала 1960-х годов, является не социологией локализированного действия, рассматриваемого сквозь череду действий и взаимодействий, а подходом к общим историческим рамкам действия. В соответствии с его эволюционистским видением истории, достаточно близким видению Маркса, различные типы обществ, характеризуемые через основной социальный конфликт, следуют друг за другом (сначала идут индустриальные общества, затем — как самые последние — постиндустриальные общества). Работа социолога с его попытками расшифровать социальные движения в качестве носителей будущего приобретает в этом случае профетический характер. Исследователи CADIS, в частности Франсуа Дюбе в работе «Каторга», посвященной проблемам самых дискриминируемых групп молодежи, попытались смягчить профетический аспект в пользу большей аналитичности. Разрыв с туреновской философией истории еще более отчетливо проявляется в «Социологии опыта», поскольку речь идет о том, чтобы «похоронить саму идею исторического субъекта», а также понимание истории как последовательной смены «типов общества».

    Работа Франсуа Дюбе не лишена недостатков (например, его редукционистский анализ Норберта Элиаса, Петера Бергера и Томаса Лукмана, а также

    Пьера Бурдье), но мы остановимся на наиболее новых подходах, которые он развивает, исходя из понятия опыта, определяемого как «когнитивная деятельность» , «способ конструирования реальности и, в особенности, способ ее "верификации", ее экспериментальной проверки». Эта социология, направленная на постижение «опыта как комбинации логик действия, логик, связывающих акторас каждым аспектом системы», подрывает как понятие «системы», так и понятие «актора». Что касается «системы», то «не существует единства социального целого <...>. Каждая логика действия отсылает нас к автономным элементам "определенной" социальной системы», а «понятие системы значит не больше, чем простая констатация соприсутствия этих элементов». «Актор» также оказывается «разделенным» , а его «Я» — через конфликты и объединения — «распределяется» между тремя логиками действия (интеграцией, стратегией, субъективацией), которые выделяет Франсуа Дюбе. Используя, в частности, подходы Джорджа Герберта Мида, Ирвинга Гофмана, а также этнографическое исследование образов народной жизни в Англии, предложенное Ричардом Хоггартом, Франсуа Дюбе высказывает интересные соображения о возникновении субъекта. По его мнению, «дистанция относительно "Я", превращающая актора в субъект, сама является социальной, она социально конструируется в гетерогенности логик и в рациональностях действия».

    Таким образом, именно «множественность опыта» может порождать «дистанцирование и отстраненность»: ощущение себя является носителем критической деятельности, которая может помешать «индивиду полностью слиться со своей ролью или своим положением». Эта субъективность является не более (и не менее) реальной, чем расщепление индивида в ходе его множественных опытов, она просто конституирует «субъективный взгляд, обращенный к "Я"», «способный придать смысл и связность опыту, дисперсному по своей природе»4. Все это становится социально возможным благодаря разнообразию логик действия и измерений социального мира, а также конфликтам между ними. Таким образом, в конечном итоге мы получаем «образ социальной идентичности, раздробленный в своей основе и сконструированный как своего рода труд, как установлёние связей между разнородными принципами»5 в духе работ Микаэла Поллака.


    Please publish modules in offcanvas position.