История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 11. Влияние раннего христианства на воспитание и обучение

    Содержание материала

    Вопрос 11. Влияние раннего христианства на воспитание и обучение

    1.  Зарождение христианских общин

    2.  Воспитание и обучение в христианских общинах

    3.      Педагогические идеи христианских мыслителей

    4.  Основы христианского воспитания

    1. В восточных провинциях Римской империи в I веке н. э. возникают раннехристианские общины, отражавшие надежду наиболее угнетенных слоев народа на приход Мессии, Спасителя.

    В первые три столетия нашей эры христиане подвергались преследованиям со стороны государственной власти Римской империи прежде всего за отказ признавать божественность императоров. Со времени императора Константина I Великого (ок. 285 - 337), когда Миланским эдиктом (313) христианство было признано равноправной религией, христиане-учителя получили возможность свободно преподавать в тривиальных и грамматических школах и толковать античную историю, литературу и философию с позиций христианского вероучения.

    2.  Основными способами обучения в христианских общинах были:

    устные и письменные назидания,

    совместное чтение отрывков из библейских книг,

    составление и произнесение проповедей,

    разучивание молитв, псалмов, притч,

    чтение вслух переводов священных текстов с древнееврейского на арамейский и греческий и т. д.

    Особое значение в христианских общинах придавалось созданию у их членов внутреннего настроя, эмоциональной приподнятости, отношения к учению как богоугодному делу.

    Руководители первых христианских общин одновременно являлись и воспитателями, поэтому их называли "учителями праведности". Содержание образования ориентировалось на Библию - собрание канонических сочинений, состоящее из Ветхого Завета и Нового Завета:

    первая часть - иудейские священные тексты II и I тысячелетий до н. э., в том числе притчи царя-мудреца Соломона, содержание которых было положено в основу воспитания;

    вторая часть своими евангельскими и апостольскими текстами служила собственно христианскому обоснованию целей и содержания воспитания.

    3. Климент Александрийский (ум. в 211/212 н. э.) - священнослужитель и руководитель школы христианского богословия в Александрии.

    Он был автором дошедшей до нас книги "Педагог", в которой нарисован образ педагога, ведущего юношей по пути добра и в активном диалоге закладывающего основы постижения истины. Климент Александрийский полагал, что:

    помимо внешней образованности человек должен обладать религиозным чувством;

    цель воспитания - ввести ребенка в христианский образ жизни;

    должно уметь ставить воспитательные цели и соответствующими средствами влиять на ход их достижения;

    целью деятельности педагога является не простая передача знаний, не

    "научение", а "улучшение души";

    пример жизни педагога - образец для подражания воспитанникам.

    Климентом детально описаны правила поведения ребенка. Семь свободных искусств рассматривались им лишь в качестве дополнительного средства воспитания.

    Ориген (ок. 186 - 253/254), известный богослов и философ, возглавил школу в Александрии после Климента. Он видел в человеке "соединение тела с духом", что и создает, по его мнению, возможность борьбы со злом и ведет к самоусовершенствованию самого человека. Наиболее видным христианским мыслителем эпохи Древнего Рима был Августин Аврелий, прозванный Блаженным (354 - 430).

    Августин был широко образованным человеком, философом, усвоившим идеи скептицизма и неоплатонизма. Христианином он стал уже в зрелом возрасте, в 387 году, начав вести аскетическую жизнь, систематически упражняясь в духовном самосовершенствовании. В автобиографическом труде "Исповедь" он проследил в основном весь путь становления человека-христианина с детских лет до зрелого возраста. Цель воспитания, по Августину, - слияние с Богом. Основой знания он считал сочетание ощущений, мыслей и благочестивых стремлений. Ведущим методом познания, по его мнению, является самоуглубление, так как истина заключена в душе и лишь познание этой истины приводит развивающегося человека к Богу.

    Религиозный государственный деятель остготского государства Кассио- дор (ок. 487 - ок. 578) основал в Италии монашеское общежитие, которое благодаря библиотеке и скрипторию (книгохранилищу) стало одним из центров средневековой науки. Сам Кассиодор написал ряд школьных учебников, пользовавшихся популярностью на протяжении всех средних веков: "Наставление в божественном чтении", "Наставление в мирском чтении", "Об орфографии" и др.

    4. Таким образом, к концу Римской империи начала складываться принципиально новая форма воспитания - христианское воспитание. Для него были характерны:

    особое внимание к личности человека, его душе;

    приоритет веры над знанием, наукой;

    понимание обучения Священному Писанию как богоугодного дела;

    неразрывная связь образования с нравственным воспитанием;

    осознание воспитывающей роли труда и важности осуществления с ранних лет трудового воспитания. Использованные источники: История педагогики и образования. С. 80 - 84.


    Please publish modules in offcanvas position.