Вопрос 84. Развитие начального образования в России (начало XX века)
1. Расширение сети начального образования
2. Появление высших начальных училищ
3. Подготовка учителей начальных школ
4. Частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения
1. На протяжении 1890-х гг. и до начала 1900-х гг. заметно расширилась сеть начального образования.
В нее входили:
✓ сельские одноклассные и двухклассные народные училища,
✓ городские училища,
✓ одноклассные и двухклассные церковноприходские школы,
✓ а также школы различных ведомств.
В большинстве губерний увеличилось число земских народных училищ и городских школ.
Возросло количество начальных учебных заведений повышенного образования - 5 - 6-летних городских училищ, а также начальных школ и обучавшихся в них детей.
Изменились приоритеты развития разных видов начальных школ.
2. В 1912 году появились высшие начальные училища с 4-годичным курсом обучения (после 3 - 4-летней элементарной школы), в которые были преобразованы прежние городские училища (созданные по Положению 1872 года). Их открывали не только в городах, но и в селах.
Общее число высших начальных училищ достигло в 1915 году 1,5 тыс. Однако подавляющее число начальных школ (около двух третей) были учебными заведениями с 3-летним курсом обучения.
3. Происходящие изменения требовали увеличения масштабов подготовки учителей начальных школ.
Растет число курсов подготовки учителей для земских училищ: в 1890 - 1896 гг. было устроено 8 таких курсов, в 1897 - 1902 гг. - 34. Возрастает количество учительских институтов и семинарий. Возникают неправительственные высшие педагогические учебные заведения - Шелапутинский педагогический институт в Москве, Педагогическая академия в Петербурге, Высшие Фребелевские курсы в Киеве и Петербурге.
4. Стали появляться частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения: "Дом свободного ребенка"(1906 - 1909), "Сеттльмент" (1907 -1908), "Детский труд и отдых" (1909 - 1918).
"Дом свободного ребенка' был создан в Москве по инициативе К.Н. Вен- тцеля. В нем находились дети в возрасте от 5 до 12 лет. Основой их жизни был провозглашен свободный, творческий труд как путь развития и совершенствования личности. В "Доме свободного ребенка" старались создать благоприятную семейную атмосферу воспитания. Имелась столярная мастерская, дети занимались лепкой, картонажными работами и пр. Внедрялось самообслуживание.
"Сеттльмент" - просветительно-воспитательное учреждение, созданное в Москве А.У. Зеленко и С.Т. Шацким. В нем юноши и подростки могли получать профессиональную подготовку и учиться в начальной школе.
В 1909 году был возрожден С.Т. Шацким под названием "Детский труд и отдых".
В этом учреждении детский труд рассматривался как средство воспитания, способ организации коллектива. Особое значение придавалось свя
зям обучения и воспитания с окружающим социокультурным окружением. Была создана сквозная система воспитания - от воспитания детей дошкольного возраста до воспитания взрослых. Детская жизнь организовывалась на основе производительного труда. Использованные источники:
Джуринский А.Н. История педагогики. С. 353 - 355.