История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 84. Развитие начального образования в России (начало XX века)

    Содержание материала

    Вопрос 84. Развитие начального образования в России (начало XX века)

    1.   Расширение сети начального образования

    2.   Появление высших начальных училищ

    3.   Подготовка учителей начальных школ

    4.   Частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения

    1. На протяжении 1890-х гг. и до начала 1900-х гг. заметно расширилась сеть начального образования.

    В нее входили:

    сельские одноклассные и двухклассные народные училища,

    городские училища,

    одноклассные и двухклассные церковноприходские школы,

    а также школы различных ведомств.

    В большинстве губерний увеличилось число земских народных училищ и городских школ.

    Возросло количество начальных учебных заведений повышенного образования - 5 - 6-летних городских училищ, а также начальных школ и обучавшихся в них детей.

    Изменились приоритеты развития разных видов начальных школ.

    2. В 1912 году появились высшие начальные училища с 4-годичным курсом обучения (после 3 - 4-летней элементарной школы), в которые были преобразованы прежние городские училища (созданные по Положению 1872 года). Их открывали не только в городах, но и в селах.

    Общее число высших начальных училищ достигло в 1915 году 1,5 тыс. Однако подавляющее число начальных школ (около двух третей) были учебными заведениями с 3-летним курсом обучения.

    3. Происходящие изменения требовали увеличения масштабов подготовки учителей начальных школ.

    Растет число курсов подготовки учителей для земских училищ: в 1890 - 1896 гг. было устроено 8 таких курсов, в 1897 - 1902 гг. - 34. Возрастает количество учительских институтов и семинарий. Возникают неправительственные высшие педагогические учебные заведения - Шелапутинский педагогический институт в Москве, Педагогическая академия в Петербурге, Высшие Фребелевские курсы в Киеве и Петербурге.

    4. Стали появляться частные экспериментальные учебно-воспитательные учреждения: "Дом свободного ребенка"(1906 - 1909), "Сеттльмент" (1907 -1908), "Детский труд и отдых" (1909 - 1918).

    "Дом свободного ребенка' был создан в Москве по инициативе К.Н. Вен- тцеля. В нем находились дети в возрасте от 5 до 12 лет. Основой их жизни был провозглашен свободный, творческий труд как путь развития и совершенствования личности. В "Доме свободного ребенка" старались создать благоприятную семейную атмосферу воспитания. Имелась столярная мастерская, дети занимались лепкой, картонажными работами и пр. Внедрялось самообслуживание.

    "Сеттльмент" - просветительно-воспитательное учреждение, созданное в Москве А.У. Зеленко и С.Т. Шацким. В нем юноши и подростки могли получать профессиональную подготовку и учиться в начальной школе.

    В 1909 году был возрожден С.Т. Шацким под названием "Детский труд и отдых".

    В этом учреждении детский труд рассматривался как средство воспитания, способ организации коллектива. Особое значение придавалось свя

    зям обучения и воспитания с окружающим социокультурным окружением. Была создана сквозная система воспитания - от воспитания детей дошкольного возраста до воспитания взрослых. Детская жизнь организовывалась на основе производительного труда. Использованные источники:

    Джуринский А.Н. История педагогики. С. 353 - 355.


    Please publish modules in offcanvas position.