Вопрос 108. Общая характеристика образовательной системы в России
1. Современная реформа образования
2. Виды образовательных учреждений
1. Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы.
Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены на:
✓ обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;
✓ совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;
✓ улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ "Об образовании" (1992).
В законодательных документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ "Об образовании" подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности.
В качестве ведущих принципов государственной политики в области образования в России закон утверждает:
✓ гуманистический характер образования;
✓ приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;
✓ свободу развития личности;
✓ защиту национальных культур, культурных традиций народов России;
✓ общедоступность образования.
2. Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов.
Образовательная система объединяет образование:
✓ дошкольное,
✓ общее среднее,
✓ среднее специальное,
✓ вузовское,
✓ послевузовское,
✓ дополнительное.
К образовательным учреждениям относятся:
✓ дошкольные;
✓ общеобразовательные;
✓ учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
✓ профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т. п.);
✓ учреждения дополнительного образования;
✓ другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.
Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей - колледж - вуз) и учебно- научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната. Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений строится на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений. Использованные источники:
Закон Российской Федерации "Обобразовании"№ 3266-1 от 10 июля 1992 года (в ред. Федерального закона № 11-ФЗ от 10 января 2003 года).