История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 108. Общая характеристика образовательной системы в России

    Содержание материала

    Вопрос 108. Общая характеристика образовательной системы в России

    1.  Современная реформа образования

    2.  Виды образовательных учреждений

    1. Изменения в социально-экономической сфере общественной жизни поставили многие страны мира, в том числе и Россию, перед необходимостью реформирования образовательной системы.

    Реформы образования, став частью социальной политики современных государств, направлены на:

    обновление всех звеньев своей системы от дошкольных учреждений до университетов;

    совершенствование содержания, методов и средств учебно-воспитательной работы;

    улучшение подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

    В основу государственной политики Российской Федерации в области образования положены идеи гуманизации. Они нашли отражение в Конституции Российской Федерации (1993), Законе РФ "Об образовании" (1992).

    В законодательных документах отмечается, что образование должно осуществляться в интересах личности, общества и государства. В Законе РФ "Об образовании" подчеркивается, что, двигаясь по пути гуманизации общества, можно надеяться, что образование станет высшей потребностью личности и будут созданы благоприятные условия для реализации этой потребности, для развития общей и профессиональной культуры личности.

    В качестве ведущих принципов государственной политики в области образования в России закон утверждает:

    гуманистический характер образования;

    приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека;

    свободу развития личности;

    защиту национальных культур, культурных традиций народов России;

    общедоступность образования.

    2. Современное российское образование - это непрерывная система последовательных ступеней обучения, на каждой из которых действуют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов.

    Образовательная система объединяет образование:

    дошкольное,

    общее среднее,

    среднее специальное,

    вузовское,

    послевузовское,

    дополнительное.

    К образовательным учреждениям относятся:

    дошкольные;

    общеобразовательные;

    учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    профессиональные (начальные, средние специальные, высшие и т. п.);

    учреждения дополнительного образования;

    другие учреждения, предоставляющие образовательные услуги.

    Образовательные учреждения могут быть платными и бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Им дано право заключать между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский сад - начальная школа, лицей - колледж - вуз) и учебно- научно-производственные объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также экстерната. Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений строится на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений. Использованные источники:

    Закон Российской Федерации "Обобразовании"№ 3266-1 от 10 июля 1992 года (в ред. Федерального закона № 11-ФЗ от 10 января 2003 года).


    Please publish modules in offcanvas position.