Вопрос 33. Педагогические идеи неогуманизма и филантропинизма
1 Идеи неогуманизма
2 Педагогическое течение филантропинизма
1. Создания единой светской школы, общественно полезного обучения граждан требовали увлеченные идеями Просвещения теоретики национального воспитания и неогуманизма - Ф.-А. Вольф, В. Гумбольдт и др., а также представители педагогического движения филантропинизма - И.Б. Базедов, Х.Г. Зальцман, И.Г. Кампе и др.
Ф.-А. Вольф (1759 - 1824) уделял особое внимание реорганизации гимназии как типа среднего учебного заведения, считая, что гимназия должна одновременно давать:
✓ "современное" образование - практически полезные и необходимые знания,
✓ и "классическое" образование - знание древних языков и литературы.
2. Иоганн Бернгард Базедов (1724 - 1790), основатель педагогического течения филантропинизма полагал, что:
✓ общественные изменения тесно связаны с переменами в школьном деле;
✓ главный порок традиционной школы - в недоступности детскому сознанию значительной части учебного материала, в авторитарно-жестоком отношении к детям;
✓ школа не должна отрываться от потребностей жизни: основная цель воспитания - "подготовить детей к общеполезной, патриотической и счастливой жизни";
✓ идеал воспитания полезного и счастливого человека - одно целое;
✓ нравственное становление личности, нравственное воспитание должно занимать главное место, в то время как умственное образование, физическое и нравственное воспитание должны гармонировать друг с другом - прекрасно образованный человек, не будучи воспитан, рискует совершать аморальные поступки ("Книга методов"). В этом процессе особая роль отдавалась труду, работе, под которыми понимались любые занятия, которые предписаны ребенку.
И.Г. Кампе (1746 - 1818) исходил из убеждения, что общество должно соблюдать права каждого человека и дать ему возможность свободного развития, и указывал на:
✓ необходимость независимости школы от государства, поощрения здорового соперничества между учебными заведениями;
✓ правомерность свободы совести в школе, в частности, непозволительность обязательного религиозного обучения, а также необходимость распространения любых наук и искусств, которые не наносят вреда обществу.
Использованные источники:
Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 150 - 151.