История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 105. Приоритеты и проблемы воспитания и образования

    Содержание материала

    Вопрос 105. Приоритеты и проблемы воспитания и образования

    1.  Интернациональное

    и поликультурное воспитание

    2.  Проблема демократизации образования

    3.  Проблемы гарантии права на образование, обеспечения обязательного обучения

    и качества образования

    1. На рубеже 1980 - 1990-х гг. закончилась глобальная идеологическая конфронтация, в результате чего в воспитание были внесены серьезные коррективы в духе идей международного сотрудничества и мира. Мировое сообщество стремится определить иерархию проблем и приоритетов воспитания исходя из общечеловеческих ценностей. Вновь приобрело актуальность интернациональное воспитание, в основе которого лежит потребность в изучении и освоении культуры других народов. В педагогических кругах утверждается концепция воспитания жителей Земли как общего дома человечества.

    Наряду с интернациональным воспитанием приобрело злободневность поликультурное воспитание - учет культурных и воспитательных интересов национальных и этнических меньшинств.

    Ведущие страны мира относятся к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в этих странах толерантное сосуществование больших и малых этносов порождает потребность поликультурного воспитания как инструмента и принципа школьной политики. Поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует.

    Поликультурное воспитание и интернациональное воспитание имеют сходство и отличия:

    поликультурное воспитание, как и интернациональное, предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирование чувства солидарности, взаимопонимания; противостоит дискриминации, национализму и расизму;

    вместе с тем поликультурное воспитание, в отличие от интернационального, фокусировано на освоении культурно-образовательных ценностей, на взаимодействии различных культур в ситуации плюралистической культурной среды, на адаптации к иным культурным ценностям.

    2. В центре внимания педагогических и общественных кругов в ведущих странах мира находится проблема демократизации образования.

    Идея демократической системы образования предполагает:

    доступность образования,

    автономию учебных заведений,

    преемственность ступеней школы,

    такую организацию учебного процесса, при которой формируется творчески и свободно мыслящий и действующий человек. Существуют два различных подхода к этой проблеме:

    один основан на идее эгалитаризма (всеобщей уравнительности) и единообразия общего образования;

    другой исходит из необходимости диверсификации (дифференциации) образования сообразно индивидуальным способностям, склонностям и интересам.

    3. Одна из серьезных общественных проблем - проблема гарантии права на образование.

    Реализация права на образование остается актуальной из-за социального неравенства, ограничивающего для многих возможность обучения. Равные шансы на образование означают доступ к учебным заведениям любых типов и возможность для каждого человека использовать свои склонности в той или иной образовательной подготовке. Существенная проблема в современном мире - проблема обеспечения обязательного обучения. Непосещаемость школы особенно распространена в тех странах, население которых находится в неблагоприятных экономических условиях.

    Больной вопрос - снижение средних показателей качества образования. Большинство педагогов убеждено, что существуют пути организации массового качественного обучения.

    Одним из наиболее эффективных называется путь диверсификации (дифференциации) образования. Он предполагает широкий спектр учебно-организационных мероприятий, направленных на удовлетворение разносторонних интересов и способностей учащихся и разнообразных потребностей общества. Использованные источники:

    Джуринский А.Н. История педагогики. С. 333 - 336.


    Please publish modules in offcanvas position.