Вопрос 105. Приоритеты и проблемы воспитания и образования
1. Интернациональное
и поликультурное воспитание
2. Проблема демократизации образования
3. Проблемы гарантии права на образование, обеспечения обязательного обучения
и качества образования
1. На рубеже 1980 - 1990-х гг. закончилась глобальная идеологическая конфронтация, в результате чего в воспитание были внесены серьезные коррективы в духе идей международного сотрудничества и мира. Мировое сообщество стремится определить иерархию проблем и приоритетов воспитания исходя из общечеловеческих ценностей. Вновь приобрело актуальность интернациональное воспитание, в основе которого лежит потребность в изучении и освоении культуры других народов. В педагогических кругах утверждается концепция воспитания жителей Земли как общего дома человечества.
Наряду с интернациональным воспитанием приобрело злободневность поликультурное воспитание - учет культурных и воспитательных интересов национальных и этнических меньшинств.
Ведущие страны мира относятся к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в этих странах толерантное сосуществование больших и малых этносов порождает потребность поликультурного воспитания как инструмента и принципа школьной политики. Поликультурное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует.
Поликультурное воспитание и интернациональное воспитание имеют сходство и отличия:
✓ поликультурное воспитание, как и интернациональное, предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирование чувства солидарности, взаимопонимания; противостоит дискриминации, национализму и расизму;
✓ вместе с тем поликультурное воспитание, в отличие от интернационального, фокусировано на освоении культурно-образовательных ценностей, на взаимодействии различных культур в ситуации плюралистической культурной среды, на адаптации к иным культурным ценностям.
2. В центре внимания педагогических и общественных кругов в ведущих странах мира находится проблема демократизации образования.
Идея демократической системы образования предполагает:
✓ доступность образования,
✓ автономию учебных заведений,
✓ преемственность ступеней школы,
✓ такую организацию учебного процесса, при которой формируется творчески и свободно мыслящий и действующий человек. Существуют два различных подхода к этой проблеме:
✓ один основан на идее эгалитаризма (всеобщей уравнительности) и единообразия общего образования;
✓ другой исходит из необходимости диверсификации (дифференциации) образования сообразно индивидуальным способностям, склонностям и интересам.
3. Одна из серьезных общественных проблем - проблема гарантии права на образование.
Реализация права на образование остается актуальной из-за социального неравенства, ограничивающего для многих возможность обучения. Равные шансы на образование означают доступ к учебным заведениям любых типов и возможность для каждого человека использовать свои склонности в той или иной образовательной подготовке. Существенная проблема в современном мире - проблема обеспечения обязательного обучения. Непосещаемость школы особенно распространена в тех странах, население которых находится в неблагоприятных экономических условиях.
Больной вопрос - снижение средних показателей качества образования. Большинство педагогов убеждено, что существуют пути организации массового качественного обучения.
Одним из наиболее эффективных называется путь диверсификации (дифференциации) образования. Он предполагает широкий спектр учебно-организационных мероприятий, направленных на удовлетворение разносторонних интересов и способностей учащихся и разнообразных потребностей общества. Использованные источники:
Джуринский А.Н. История педагогики. С. 333 - 336.