История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 57. Главные направления развития школы в XIX веке

    Содержание материала

    Вопрос 57. Главные направления развития школы в XIX веке

    1.   Становление национальных систем школьного образования

    2.   Организация управления школьным делом

    3.   Частные учебные заведения

    4.   Роль и место религии в школьном воспитании

    5.  Дуалистический характер национальных систем образования

    6.   Начальное образование

    7.   Становление систем среднего образования

    1. В XIX веке в крупнейших странах Западной Европы и в США происходило становление национальных систем школьного образования.

    Государство расширяло свое участие в школьном деле: в управлении, взаимоотношениях частной и общественной школы, решении вопроса об отделении школы от церкви. Судьбу школьной реформы определяли три взаимосвязанные государственные сферы:

    законодательная,

    исполнительная,

    финансовая.

    В Пруссии в 1794 году было принято "Общее положение о школах", по которому все учебные заведения были объявлены государственными. В 1798 году в Пруссии был создан Высший совет по образованию, замененный в 1808 году отделом Министерства внутренних дел по вопросам школьного образования.

    Во Франции и Англии государственное школьное законодательство было разработано несколько позже.

    Соединенные Штаты Америки начали разработку государственного школьного законодательства сразу после завоевания независимости. На протяжении XIX столетия в отдельных штатах были изданы акты и постановления, законодательно определившие деятельность учебных заведений.

    Создавалась разветвленная сеть инспекции и надзора, школам предоставлялись финансовые субсидии. В Пруссии и Франции эти функции взяли на себя министерства образования, в Англии - Департамент по образованию, в США - Бюро по образованию.

    2. Организация управления школьным делом в странах Запада происходила при взаимодействии двух основных тенденций: централизации и децентрализации.

    В Пруссии и Франции проводилась централизация школьного дела в соответствии с традициями, унаследованными от эпохи абсолютизма. Актами 1852, 1854, 1872 гг. в Пруссии была резко усилена роль центральных школьных органов. На местные общины возлагалась обязанность выполнять предписания центра. Инициатива учителей была ограничена. Руководство школьным делом оказалось в руках бюрократического аппарата Министерства образования. Все без исключения учебные заведения подлежали государственному контролю.

    В Англии и США развитие школьной системы происходило в направлении децентрализации школьного дела. В Англии школьное законодательство предоставляло большие права и функции местным органам. В США децентрализованная система школьного управления складывалась в особых условиях, когда государственность только формировалась и штаты обладали значительной самостоятельностью.

    3. Частные учебные заведения, существовавшие во всех школьных системах Запада, так или иначе находились под государственным контролем, который в разных странах принимал разные формы.

    В Пруссии с 1794 года действовало законодательство, по которому все школы, включая частные, подлежали правительственному контролю. Во Франции в частных учебных заведениях контроль действовал в лице правительственной инспекции - деятельность "свободных", т. е. частных школ была гарантирована законами 1850, 1867, 1880-х гг. В Англии школьное законодательство сохраняло большой простор для частной инициативы в сфере образования - до 1870 года деятельность учебных заведений во многом зависела от частных лиц и их денежных средств.

    Наличие частных школ оказало существенное влияние на изменение состава учащихся общественных учебных заведений.

    4. При создании систем национального образования одним из наиболее серьезных вопросов стали взаимоотношения государства и церкви, роль и место религии в школьном воспитании.

    Позиции церкви в системе образования, особенно частного, оставались весьма прочными. Подавляющее число частных учебных заведений находилось в руках представителей различных конфессий и церквей. В Англии преподавание религии в школе фактически практиковалось во всех учебных заведениях, хотя не считалось обязательным.

    В США, как и в Англии, в разряд частных учебных заведений входило множество учебных заведений, открытых при поддержке общин.

    В Пруссии веротерпимость и светский характер образования защищались законами 1810, 1816, 1817 гг.

    Во Франции в течение всего XIX века с переменным успехом шел процесс постепенного возвращения к светской школьной политике революции 1789 года.

    5. Национальные системы образования, складывавшиеся на Западе, характеризуются как дуалистические, не имеющие сколько-нибудь существенной связи между массовой начальной школой и немногочисленными средними учебными заведениями.

    Предпринимались некоторые попытки исправить положение:

    в Англии комиссия по образованию (1868) рекомендовала наладить "органическую связь" между всеми ступенями школы;

    в Германии (Гамбург) были учреждены семиклассные училища для выходцев из всех социальных слоев;

    во Франции было создано несколько так называемых промежуточных

    учебных заведений;

    в США с середины XIX века получило распространение учреждение дополнительного начального образования, которое взяло на себя функции средней школы.

    Однако принципы равного доступа к полному образованию оставались декларацией. Доступу в среднюю школу препятствовали:

    высокая плата за обучение,

    несогласованность программ начальной и средней школы,

    существование особых подготовительных классов при средних учебных заведениях.

    6. В этот период в Западной Европе и США системы начального образования имели много общего и в то же время заметно отличались друг от друга - сроки обучения, принципы организации учебного процесса, программы и пр.

    Складывалась система обязательного и бесплатного обучения. Появилась начальная школа с семилетним сроком обучения, а также вечерние и воскресные начальные школы.

    Ранее всего (1794) обязательное бесплатное обучение было введено в Пруссии.

    В США законы о бесплатном обязательном образовании были приняты в середине 1850-х гг.

    В Англии бесплатное общественное образование было закреплено законами в 1870 году, во Франции - в 1880-х гг.

    В начальных школах Западной Европы и США повсеместно укоренилось деление учеников по возрастным классам. Однако существовали и школы без такого деления, обычно небольшие.

    Обучение в начальных школах для девочек и мальчиков в Западной Европе чаще было раздельным, а в США (особенно в западных штатах) - совместным.

    В XIX веке в странах Запада в ответ на потребность общества в повышении уровня массового образования появился новый тип учебного заведения - высшая начальная школа.

    В Германии первые высшие начальные школы были открыты в начале XIX века.

    В США первая высшая начальная школа, срок обучения в которой составлял 3 - 4 года, была учреждена в 1821 году в Бостоне.

    Во Франции создание высших начальных школ предусматривалось "законом Гизо" (1833).

    В Англии создание таких школ относится к 1870 гг. 7. Развитие средней школы на Западе в XIX веке характеризуется общностью целей, содержания и методов, при сохранении в отдельных странах определенных особенностей.

    Среднее образование охватывало в первую очередь имущие классы. Учебные заведения в Западной Европе и США подразделялись на учреждения классического и современного образования. Последние получали все большее распространение.

    Основным типом в сфере среднего образования в Англии оставалась грамматическая школа.

    Среди грамматических школ выделялись публичные школы - дорогие учебные заведения, которые, несмотря на название, были доступны лишь для элиты английского общества.

    В Пруссии существовали два основных типа школ среднего образования: гимназия и городская школа (реальное училище).

    К учебным заведениям классического образования относилась распространенная на рубеже XVIII - XIX вв. гимназия неоклассического (неогуманистического) образования.

    К учебным заведениям, дававшим современное образование, относились реальные училища - городские школы, сеть которых росла параллельно с гимназиями.

    В 1810 году в Берлине была открыта первая государственная женская средняя школа, что сделало Пруссию одной из первых стран Западной Европы, где наряду с частными были созданы общественные заведения женского среднего образования. Использованные источники:

    Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 198 - 199, 201 - 205, 207 - 209, 211 - 214.


    Please publish modules in offcanvas position.