История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 4. Воспитание и школа в Древней Индии

    Содержание материала

    Вопрос 4. Воспитание и школа в Древней Индии

    1. Руководство наставника

    2 Содержание обучения

    3. Обучение в буддийских монастырях

    1. В Индии брахманы, жившие при дворах индийских правителей и знати, выполняли не только жреческие обязанности, но и функции учителей- наставников.

    В начале I тыс. до н. э. здесь сложилось представление о том, что все члены трех высших сословий - варн (брахманы, кшатрии и шудры) обязаны пройти период ученичества под руководством наставника-брахмана.

    Брахманские тексты содержат многочисленные описания ритуала посвящения и наставления ученику.

    Церемония посвящения в ученики рассматривалась как действительное "зачатие" и "второе рождение", поэтому прошедшие его назывались "дваж- дырожжденными"; учитель-гуру становился духовным "отцом" мальчика, а другие его ученики - "братьями".

    Благочестивые "дваждырожденные" приводили своих детей к брахманам в учение.

    Выбору учителя придавали огромное значение и рекомендовали обращать внимание не только на его ученость, но и на происхождение и доброе поведение.

    После церемонии посвящения ученик поселялся в доме гуру и проходил курс обучения священным текстам и религиозным обрядам, а также воспитания в духе почтительности и повиновения наставнику. Ученик должен был вести самый скромный образ жизни. Платы гуру не предусматривалось, но ученики прислуживали учителю.

    В учение к брахману поступали в возрасте 7 - 8 лет, период ученичества обычно продолжался до совершеннолетия (16 - 18 лет), иногда и значительно дольше.

    Система обучения в доме гуру теоретически распространялась на все три высшие варны, но фактически ученичество проходили лишь брахманы, остальные чаще ограничивались формальной церемонией посвящения.

    Своего рода школы возникали в буддийских монастырях, и вступавшие в монастырь также выбирали себе наставника.

    2. Письменность в Индии была легкой для усвоения, и часто письму и счету обучали мальчиков еще до посвящения.

    Основным предметом изучения были ведийские гимны и веданги (вспомогательные дисциплины, изучающие фонетику, этимологию, грамматику и др., необходимые для правильной передачи Вед). Позже стали широко преподавать философские доктрины, логику и поэтику, преимущественно в городах, ставших к концу I тыс. до н. э. центрами образования (Таксила, Варанаси).

    Научные тексты составлялись в форме сутр - максимально кратких правил, рассчитанных на запоминание. Сутры сопровождались устным комментарием учителя и часто без него были непонятны. Впоследствии стали составлять научные трактаты в стихах - тоже для облегчения запоминания.

    Ученики сидели на земле вокруг учителя и повторяли сказанное им, заучивая стих за стихом. Употреблялась сложная система тренировки памяти, заучивание слов парами.

    Обучение отдельным дисциплинам и профессиональное образование в середине и конце I тыс. до н. э. имели не меньшее значение, чем духовное ученичество.

    Профессиональное обучение, доступное в основном трудовому населению - шудрам, обычно также предусматривало жизнь в доме учителя- наставника.

    Девочки не проходили ученичества; их посвящением считали свадьбу, а гуру - свекра.

    3. Обучение в буддийских монастырях проходило в форме ежедневного заучивания отдельных частей духовных текстов и периодических общих песнопений.

    По стереотипным канонам проходили беседы монахов о жизни Будды и

    его учеников, о нравственности и поведении монахов. Итог беседе часто

    подводил сам учитель.

    Использованные источники:

    Российская педагогическая энциклопедия. С. 297.


    Please publish modules in offcanvas position.