История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 16. Воспитание и школа в средневековом Китае

    Содержание материала

    Вопрос 16. Воспитание и школа в средневековом Китае

    1.     Образование в период династий Цинь и Хань

    2.     Расцвет культуры и образования в течение Ш-Хвв.

    3.     Педагогические идеи XI - XII вв.

    4.    Монгольские школы и письменность в период династии Юань

    5.     Образование в период династии Мин

    6.    Китайская школа при династии Цин

    1.   К средневековой эпохе в истории Китая относится временной отрезок с конца I тысячелетия до н. э. до конца XK в. н.э. Эта эпоха складывалась из ряда периодов, каждый из которых отмечен определенными тенденциями и событиями в педагогической мысли и школьном деле:

    династия Цинь (II в. до н. э.) - упрощена и унифицирована иероглифическая письменность, что существенно облегчило обучение грамоте. Создана централизованная система образования, состоявшая из правительственных (казенных) школ (Туань Сюэ) и частных школ (Сы Сюэ) и просуществовавшая в общих чертах до начала XX века;

    династия Хань (II в. до н. э. - II в. н. э.) - появилась бумага, что позволило осуществить подлинную революцию в средствах обучения. Приобрела достаточно ясные очертания трехступенчатая система образования - начальные, средние и высшие школы. Первые высшие школы (Тай Сюэ) являлись столичными государственными учреждениями и предназначались для состоятельных людей. Официальной идеологией воспитания и образования становится конфуцианство. Полный учебный курс усвоения конфуцианских канонов был рассчитан на 10 лет. По окончании курса студенты сдавали экзамены на ученую степень, что позволяло получить должность в государственном аппарате.

    2.   В течение III - X вв. н. э. в средневековом Китае был "золотой век" для культуры и образования:

    расширялась сеть учебных заведений;

    процветали высшие школы;

    появились первые учебные заведения университетского типа;

    к государственным экзаменам стали допускать практически любого человека, независимо от социального происхождения, а вместо устных экзаменов ввели письменные.

    3.   К концу "золотого века" все сильнее стал проявляться застой в образовании, отрыв системы образования от практических нужд.

    Многие мыслители усматривали необходимость корректировки конфуцианства.

    Ученый и писатель Ван Аньши (1019 - 1086), будучи советником двора, а затем первым министром, начал реформу, пытаясь исправить положение. Однако реформа не принесла успеха.

    Философ и педагог Чжу Си (1130 - 1200) видел выход в корректировке конфуцианства как идейной основы теории и практики воспитания. Он трактовал жизнь как победу человеческого разума и правил любви, но не отрицал конфуцианских идей безусловного подчинения младших старшим.

    1. При монгольской династии Юань (1279 - 1368) в стране действовала обширная сеть учебных заведений. Наряду с традиционными иероглифическим письмом и типами учебных заведений распространяются монгольские школы и письменность.

    2. В правление династии Мин (1368 - 1644) возникли предпосылки организации всеобщего начального обучения за счет увеличения сети учебных заведений элементарного образования.

    В Пекине и Нанкине были созданы специализированные высшие учебные заведения для подготовки кадров высшей администрации. Государственные экзамены стали еще более сложными и регламентированными.

    3. При маньчжурской династии Цин (1644 - 1911) китайская школа не претерпела никаких серьезных перемен.

    Воспитание и обучение по-прежнему определяла неоконфуцианская идеология.

    Девочки получали лишь домашнее воспитание.

    Обучение мальчиков грамоте начиналось с 6 - 7-летнего возраста в государственных школах (за небольшую плату) и длилось 7 - 8 лет. В программу входили последовательное заучивание текстов классических книг - "Троесловие" и "Тысячесловник" (начала философии, литературы и истории), а также "Фамилии всех родов" (типология китайских имен). В итоге первоначального обучения нужно было заучить 2 - 3 тыс. иероглифов.

    Особое значение при элементарном обучении уделялось каллиграфии - искусству иероглифического письма.

    Сдав экзамен в начальной школе, учащиеся могли продолжить образование на следующей ступени, где обучение длилось 5 - 6 лет. Программа - философия, литература, история, стилистика.

    По окончании школы 18 - 19-летние юноши готовились к громоздкой и утомительной процедуре сдачи государственных экзаменов, просуществовавшей вплоть до 1905 года. Использованные источники:

    Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. С. 85 - 89.


    Please publish modules in offcanvas position.