История педагогики. Конспект лекций - Титов В.А. - Вопрос 83. Проблемы реформирования школьного образования в России (конец XIX - начало XX вв.)

    Содержание материала

    Вопрос 83. Проблемы реформирования школьного образования в России (конец XIX - начало XX вв.)

    1.   Программа бесплатного обязательного начального обучения

    2.   Программа РСДРП

    3.   Правительственные проекты

    1. На рубеже XIX - XX вв. вопрос о реформах школьного образования оказался в центре общественного внимания в России.

    Либеральные партии и педагогические организации (кадеты, Московское педагогическое общество, Всероссийский учительский союз и др.) полагали правильным добиваться демократических реформ образования, избегая революционных потрясений. Они выдвинули программу:

    бесплатного обязательного начального обучения,

    увеличения ассигнований на школу,

    усиления местного самоуправления в системе просвещения,

    преемственности ступеней образования,

    равенства мужского и женского образования.

    Обширная программа демократических реформ школы была принята на съездах по народному образованию в 1908 - 1913 гг.

    2. В программе РСДРП (1902) провозглашались демократические реформы школы:

    обучение на родном языке,

    отделение школы от церкви,

    всеобщее обязательное бесплатное обучение до 16 лет.

    Необходимым условием подобной перестройки школы называлось революционное свержение самодержавия.

    3. В начале 1900-х гг. Министерство просвещения предложило собственные проекты организации всеобщего обучения. В 1904 году на реформу были выделены государственные субсидии, но она была отложена из-за начавшейся войны с Японией. Затем начались революционные события. В 1907 году II Государственная дума рассмотрела правительственный проект О введении всеобщего начального обучения в Российской империи, основные положения которого вошли в закон 1908 года о дополнительных ассигнованиях на нужды начального народного образования. Вопрос о всеобщем обучении вновь обсуждался в III Государственной думе в 1909 - 1911 гг.

    На основе указанных документов Дума приняла законопроект, который предоставлял городам и земствам право вводить обязательное обучение. Законопроектом 1911 года предусматривалось, что программы начальных школ должны учитывать этнические, бытовые, религиозные особенности местного населения и одновременно удовлетворять общегосударственные интересы. Расширялась программа начальных училищ. Министерство должно было определять минимальные стандарты программ. Подробные программы предлагалось разрабатывать на уровне уездов. Допускалось преподавание местных языков. Для одноклассных училищ курс обучения устанавливался в 4 года, для двухклассных училищ - 6 лет. Законопроект предусматривал ослабление контроля государственных инспекторов народных училищ и одновременно увеличение влияния представителей земств. Планировалось улучшить правовое и финансовое положение учителей.

    Законопроект 1911 года не прошел в Государственном совете и правительстве прежде всего из-за сопротивления сторонников церковно-при- ходских школ.

    Последний в истории царской России проект о введении всеобщего обучения был внесен в 1916 году в Думу министром просвещения Павлом Николаевичем Игнатьевым (1870 - 1945). Он во многом повторял проект 1911 года - начальной ступенью обучения должны были стать первые-четвертые классы народной школы, либо первые-третьи классы высшего начального училища (гимназии).

    Обсуждение документа не было доведено до конца из-за революционных событий, произошедших в феврале 1917 года. Использованные источники:

    Джуринский А.Н. История педагогики. С. 350 - 353.


    Please publish modules in offcanvas position.